НА ПОКЛОН К ПЛАТОВУ  


Научная справка о рождении платова



Содержание: О дате рождения Матвея Ивановича Платова, графа и войскового атамана Войска Донского с 1801 по 1818 гг.


1. Одним из первых, кто указал дату рождения М.И. Платова - Николай Смирный, его адъютант в своей книге «Жизнь и подвиги графа Матвея Ивановича Платова», М-1821г. Часть 1-я стр. 1-2: «Год рождения 1751г. 6 августа в станице Старочеркасской», не указав источников своих сведений. В дальнейшем все историки и энциклопедии переписывали эту дату.
2. В 1902 году в газете «Донские областные ведомости» № 1 стр. 1-2 донской историк-краевед Иван Сулин указал на недостоверность даты рождения М.И. Платова, сообщенной Н. Смирным в выше названной книге и привел дословную запись из метрической книги архива Донской консистории:
«За 1753 год. Перопавловской церкви Дурновской. Прибылянской станиц под № 22 о родившихся: «8 августа родился у казака Ивана Платова сын Матвей». (Ст. Дурновская и Прибылянская входили в городок Черкасск, который состоял из 11 станиц и слободы Татарской).

ПОТАПОВ И.П.,
старший научный сотрудник музея истории Донского казачества


Организовала поездку в усадьбу Платова «Ассоциация Друзей Донских Казаков». Она пока еще не зарегистрирована, но уже официально, получила признание от коренных Донских казаков. В подтверждение тому, на общественных началах, казаки охотно принимают участие с Друзьями в полезных обществу мероприятиях Ассоциации.
На средства Ассоциации переиздан уникальный, по своей исторической значимости, казачий журнал «Родимый Край» №15: этот впервые и все последующие, отпечатаны типографским способом во Франции казаками эмигрантами первой волны. До этого журнал печатался на ротаторе. Главный редактор журнала, Борис Африканович Богаевский, сын Донского атамана А.П.Богаевского, вдобавок инженер-химик, писатель-историк, многолетний Председатель Казачьего Союза. Казаки потеряли Родину, но не печатное слово. В журнале печатались материалы казаков всех казачьих Войск. «Родимый Край» отражал общественные и культурные взгляды эмиграции из разных мест.
Вышло, также, совсем недавно в свет справочное издание Юрия Ильича Карташова «Казачьи населенные пункты Всевеликого Войска Донского в 1918 году». Оно дает сведения об исторических названиях населенных пунктов, адресовано широкому кругу читателей, проявляющим интерес к историческим названиям Донского края.
Вышедший в свет «Общеказачий Журнал», это журнал о журнале, который редактировал с 1946 года в Нью Джерси донской казак Семен Георгиевич Елатонцев. При жизни, он говорил: - «Где бы мы ни были, мы крепко держимся наших казачьих обыкновений. Поэтому нас можно истребить, уничтожить, но победить, изменить нас, нельзя…».
«Друзья Донских Казаков» не в одиночестве, такая же общественная организация есть в Чикаго, ее возглавляет наш донской земляк атаман Сергей Иванович Бороздин. Любо атаману БОРОЗДИНУ!!!




По пути в хутор Мишкин, усадьбу Платова, вдоль дороги мелькали дорожные знаки с названиями хуторов и годами их образования. Один исторический хутор, к нашему удивлению, почему-то назывался станицей.
… Между паломниками к святым местам Платова, в машине, пошел разговор в воспоминаниях об их участии в проведении Первого Большого Круга на Дону 17 ноября 1990 года в здании Ростовской областной филармонии. Мандатная комиссия тогда огласила, что на Круге присутствует 413 делегатов. Вспомнили слова одного из организаторов проведения Круга Леонида Юдина: - «Послужить Отечеству. Быть, а не Слыть». На Круге говорили: о Земле, что казаку земледельцу нужна защита, Донскую природу надо сохранить, необходим Казачий банк, отвергались взаимоотношения с партиями; призывали обратиться к своему разуму, а не к схемам и цитатникам; подтвердили, что казачье возрождение неотделимо от Российского. Подчеркивалось, что у казаков воровства не было. Преступность – повод для гнева, а потому необходимо восстановить дружины по охране общественного порядка. Под бурные возгласы, - Любо!!!, - казачка ст. Обливской Кадыченко Клавдия Тихоновна подарила бурку избранному Войсковому атаману Шолохову Михаилу Михайловичу. У некоторых казаков, от перевозбуждения всего происходящего за 70 лет Советской власти, текли слезы по щекам. Атаман станицы Аксайской, напомнил присутствующим: - На святых местах, «вихрь-атамана» Платова, в разрушенной властями церкви Рождества Пресвятой Богородицы, на месте усыпальницы героя Отечественной войны 1812 года, генерала от кавалерии, кавалера большинства российских орденов Матвея Ивановича Платова, теперь свиноферма! Взрыв негодования присутствующих делегатов напомнил проснувшийся вулкан…

Матвей Иванович Платов родился на Дону, в Черкасске, станицы Прибылянской, 6 августа 1751 года в семье войскового старшины Ивана Федоровича Платова. Иван Федорович был известным человеком на Дону. Участвовал в походах русских войск в Крым, Грузию и Персию. Отличился в Семилетнюю войну под крепостью Кюстрин в 1758 году. Имел награды: серебряную медаль и две почетные сабли. В 1762 году походный есаул зимовой станицы в Петербург. С Войсковым атаманом Степаном Ефремовым участвовал в возведении на престол Екатерины II.
В издании В.М.Болдырева «Памятка Донского Ученика» есть отцовское наставлениие своему сыну Матвею Ивановичу Платову:
- « Смотри, Матвей, служи Государю и Тихому Дону примерно. Помни меня. Из простых казаков дошел я до чина войскового старшины – храбростью, да примерною службою. Береги отцовские обычаи, – будь казаком! Уповай на Господа Бога, и он тебя не оставит. Слушай начальников, будь внимателен к равным тебе, снисходителен к низшим и строг более к самому себе. Но помни всегда: никогда, Матвей, и думать не моги забыть наш Тихий Дон, вскормивший и взлелеявший тебя!»
Свято хранил Матвей Иванович отцовское наставление и скоро своею храбростью, своим недюжинным умом, примерною службой выделился из среды прочих казаков. В двадцать лет Платов был командиром полка. 3 апреля 1774 года в бою при р.Калалах, находясь в окружении, он отбил яростные атаки воинов хана Девлет-Гирея и потом обратил их в бегство. На военном совете, Платов первым дал свой голос за штурм Измаила. Голос Платова дал ему известность в России. В знак своего особого к нему расположения, императрица Екатерина отвела Платову во дворце отдельные покои, чтобы по приезде в Москву он мог останавливаться в них. Прусские и турецкие войны принесли донцам и Платову новую славу. За свой героизм, бесстрашие, подвижность, неутомимость и умение руководить Платов получил прозвище «Вихрь-Атаман». В Бородинском сражении, когда Наполеон собирался окончательно разбить российские войска, Платов ударил в тыл французам и задержал их, что дало возможность сильно ослабевшему нашему центральному войску усилиться. Победа не досталась Наполеону. Имея большое состояние, Платов основал в Новочеркасске гимназию, войсковую типографию и ряд необходимых учреждений. Скончался Платов 3 января 1818 года в слободе Еланчицкой, недалеко от Таганрога. Прах был перевезен на его хутор Мишкин, близ Новочеркасска и установлен в усыпальнице в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, построенной на свои сбережения.

… Девять лет тому назад стояла такая же дикая жара, как и сейчас. Делегации Черкасского и Ростовского округов «Союза казаков Области Войска Донского», в день рождения Платова, прошли Крестным ходом от Войскового собора в Новочеркасске до усыпальницы Платова в хуторе Мишкин. Не очень-то густая поначалу колонна паломников по пути постепенно обросла жителями Новочеркасска, приезжими и жителями близ лежащих хуторов. Люди, узнав, в чем дело, молча высказывали Платову свое благоговение и присоединялись к колонне, тем самым, олицетворяя свою светлую память славному донцу – «Вихрь-Атаману». В основном это были престарелые люди, которые так же, как и Платов, возможно, свято чтили наставления своих родителей. Господь послал нам в испытание дикую жару, но спокойное, неторопливое, шествие с нами бабушек, придавало силы. Какое-то время я тоже нес икону, и когда подошло время сменяться, то почувствовал необъяснимый прилив свежих сил, и нес икону до конца Крестного хода. Один казак растер ноги до крови. Господь не сподобил ему это шествие. В дальнейшем, в течение этих девяти лет, он имел две отсидки в тюрьме. Слава тебе Боже, что одним ты придаешь силы и не оставляешь в беде, другим «благие дела» не сподобишь.
За день до Крестного хода, усыпальницу посетила молодежь из Донского Военно-Исторического Клуба под руководством Игоря Карасева. Ребята скосили сорную траву вокруг церкви Рождества Пресвятой Богородицы, вынесли мусор. Церковь представляла собою коробку с толстыми и прочными каменными стенами, без окон, дверей, колокольни и куполов. Своим растерзанным видом, свидетельствовала о том, как почитали не на словах, а на самом деле Донского Войскового атамана, героя Отечественной войны 1812 года…

Машина легко и плавно, под управлением водителя Сергея Шляхтина, перекатывала все бугры и ямы старой, в прямом смысле слова дороги, которая раньше когда-то вела на Кавказ. Каждый из нас, в этой поездке, в разговоре о Платове, внес свои малые дополнительные сведения, услышанные в детстве от своих бабушек и близких людей, к исторической справке о Церкви Рождества Пресвятой Богородицы, усыпальницы М.И. Платова, которую любезно предоставили директор музея истории г. Аксая Гладченко Владимир Дмитриевич и его заместитель по научной работе Панченко Ирина Викторовна.
- « В XVIII и начале XIX века в хуторе Мишкин (ныне пос. Малый Мишкин) находилось имение Войскового атамана, героя Отечественной войны 1812 года, графа М.И. Платова. Так как своего дома в Новочеркасске у Платова не было, то его имение являлось основной резиденцией. Эту местность жители называли “Голицыно”, в честь зятя Платова, - князя Голицына, - получившего его в придание за дочерью Платова.
Незадолго, перед смертью Платова, 1 января 1818 г. Марфа Матвеевна Голицына, урожденная графиня Платова и жена кн. Голицына обратилась с просьбой к архиепископу Донскому и Новочеркасскому, разрешить ей построить церковь в хуторе Мишкин. В состав прихода согласны были войти помещики: Слюсарев, Янов, Курнаков, Грекова и другие граждане проживающие неподалеку от хутора.
Священник Николаевской церкви г.Новочеркасска Иоанн Бондарев осмотрел местность и выбрал место под строительство церкви. Причисляться к церкви изъявили желание 786 человек. Графиня Голицына обязалась выстроить для священника и его двух причетников приличные для жилья дома с пристройками и службами.
29 апреля 1853 года были утверждены проектные чертежи, составленные академиком архитектуры Иваном Осиповичем Вальпреде.
28 мая 1855 года священник Иоанн Бондарев освятил место, под строительство предполагаемого храма. Через 10 лет, в 1865 году, церковь была построена.
В январе 1868 года, сын атамана Платова, - Иван Матвеевич, - и его жена, Анна Сергеевна Платова, обратились с просьбой к Войсковому атаману о разрешении перенести прах М.И.Платова и его супруги из г. Новочеркасска на Платовскую усадьбу и похоронить в склепе, устроенном под церковью Рождества Пресвятой Богородицы, для вечного поминовения в этой церкви; которую дарят вместе с дачею Донскому Архиерейскому дому на вечные времена. Поручик Дмитрий Курнаков и его жена Наталья Грекова, узнав о намерении сына Платова, присоединились к пожертвованиям соседей Платовых и тоже подарили Донскому Архиерейскому дому принадлежащие им участки земли, находящиеся в смежности с х.Мишкин.
Склеп был устроен под руководством Александра Гавриловича Реми, и 3 января 1875 года прах атамана Платова перенесли в склеп. Сюда же доставили намогильный памятник Платову, выполненный скульптором И.П. Мартосом. Его поставили перед апсидой. В самой же церкви под местом гроба была положена белая мраморная плита с надписью, а перед образом теплилась неугасающая лампада.
Прах Платова находился в усыпальнице до 1911 года. К 100 – летию со дня победы в Отечественной войне 1812 года, он был торжественно перенесен в склеп Войскового собора.
В 1930 году с церкви сбросили колокола, разрушили купола. В годы Великой Отечественной войны подвал церкви использовали как бомбоубежище. В послевоенные годы, в ней располагался свинарник.
Решением №71 Аксайского райисполкома народных депутатов от 21. 02. 1971 г., церковь Рождества Пресвятой Богородицы взята под государственную охрану, как памятник истории и архитектуры местного значения.

… За годы возрождения казачества на Дону, на даче Платова ничего не изменилось. Церковь, такая же разрушенная, стояла одиноко на краю дороги, в плену густо разросшейся, ядовитой для здоровья людей, амброзии. Ее верхушки тщетно пытались проникнуть во внутрь храма через отсутствующие окна и двери. На память пришли слова Войскового священника о. Бориса на Втором Войсковом Большом Круге в г.Новочеркасске, обращенные к делегатам: - « Нет уз святее братства – в этом сила наша. Враги боятся вашего единения. Без любви и братства ничего не достигните. Какие заповеди самые важные? Возлюби Господа своего и возлюби ближнего, как самого себя. Без Бога мы ничего доброго не сделаем, и нет больше любви, чем душу отдать за други своя. Вы, братья, и должны поступать в соответствии с заповедями Иисуса Христа... Восстанавливайте, поддерживайте и лелейте ваши Святыни: Войсковой собор, Монастырское урочище, усыпальницу Платова, станицы Старочеркасскую и Раздорскую. Опирайтесь на поддержку своих Друзей. Начинайте важные дела с поклонения Святыням, посещайте их как можно чаще. И вам сполна воздастся». Мудрые слова.

Вячеслав АЛИПАТОВ


 

Сайт управляется системой uCoz