Станица Урюпинская.
1618 год - в среднем течении Хопра основан казачий городок.
1704 год - станица Урюпинская перенесена на левый берег реки.
1857 год - станица Урюпинская становится административным центром Хоперского уезда.
1929 год - решением Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного комитета станица преобразована в город Урюпинск.
(Наиболее знаменательные даты и события истории Урюпинска. Обновлено 24 сентября 2002 года).
Урюпинск является одним из старейших казачьих поселений Нижнего Поволжья.
Он был основан в 1618 году в среднем течении Хопра на правом берегу реки у обрыва или, как говорили в старину, «у руба». От этого, возможно и произошло название Урюпинска.
Немало укрывалось здесь участников народных восстаний, бежавших в Дикое поле, как называли в прошлом незаселенные земли на Дону и его притоках. Здесь в начале XI столетия и возникло Донское казачество.
Место, выбранное первыми переселенцами, оказалось неудачным - весной оно заливалось водой. В 1704 году Урюпинск был перенесен на левый берег Хопра, где и располагается в настоящее время.
В XVIII-XIX веках станица Урюпинская становится одним из важных торговых центров юга России. Здесь ежегодно проводились зимняя Крещенская и осенняя Покровская ярмарки - последняя занимала третье место в России.
С начала XVIII века в станице Урюпинская с 15 сентября по 10 октября стала проводиться Покровская ярмарка. В связи с этим территория станицы разделилась на Станичную, Апарух и Ярмарочную.
Существенно упрочилось экономическое положение станицы, когда в 1860 году из станицы Михайловской в Урюпинскую была переведена Крещенская ярмарка.
Как свидетельствовали очевидцы, к середине XIX века Урюпинская ярмарка по великому стечению из разных мест купечества, по количеству товаров и их цене приближалась к первейшим российским ярмаркам, в Донской земле она была лучшей. Кроме купцов, приезжавщих из большинства губерний европейской части России, бывали здесь купцы из пограничных сибирских мест, из Малороссии и из Белоруссии.
Рост товарооборота на ярмарках, увеличение численности населения и другие факторы явились причиной перенесения в 1858 году Окружного управления из Алексеевской станицы в Урюпинскую. Ярмарочная торговля явилась одной из основных причин строительства железной дороги от станции Алексиково до Урюпинска. В июне 1871 года в Петербурге на экстренном собрании акционеров общества Грязе-Царицынской железной дороги впервые был поднят вопрос о строительстве ветви от станции Алексиково до окружной станицы Урюпинской Донской области. Обществу сулились большие выгоды от перевозки товаров двух урюпинских ярмарок.
В 1857 году станица Урюпинская стала административным центром Хоперского округа. Здесь были открыты школы, в том числе военно-ремесленная, реальное училище, а позже женская и мужская гимназии.
В 1929 году решением Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного комитета станица была преобразована в город Урюпинск.
Урюпинская станица - 6541 житель (3327 мужчин и 3214 женщин) - бывший административный центр Хоперского округа (с 1858 года), принадлежит к древнейшим на Хопре, основана в XVI столетии. Расположена на левом берегу реки при озерах Мелком и Подпесочном. До 1700 года находилась на правой стороне Хопра в Лугу, против нынешнего поселения, которое теперь называется Старый городок. Из-за наводнений переселилась на левый берег. Построена станица по плану, делилась на 3 части: Апарух, Станица и Ярмарочное поселение.
Дома строились из дерева (иногда каменные, но редко). Крыши плоские покрывались камышом, соломой, черепицей или железом. Больше всего было зданий, крытых железом, хотя наиболее практичной считалась камышовая крыша. Она удобна, прочна и стоит столько же, сколько и дом – 40-50 лет. Фундамент из камня. Под домами устраивались подвалы. Дома, как правило, пятистенки (4 наружных и одна внутренняя, отделяющая одну комнату от другой). Комнат от 2-3 до 5. Чулан пристраивался сбоку. Комнаты в таком случае назывались: одна - избой, другая - чуланом. Большинство домов было «круглых», так как их удобнее отапливать. Глухие стены встречались редко, во всех - окна, украшенные резными наличниками. Дома стояли отдельно от нежилых надворных построек, окнами обращены всегда на улицу.
Располагались дома рядами, прямыми улицами и
переулками. Отапливались дровами, но чаще кизяком и сорными травами - полынью,
Чернобылем. Жилища освещались сальными свечами и керосином.
27 февраля 1717 года из Москвы была послана благословенная грамота и
антиминс для церкви во имя Покрова Святой Богородицы в Урюпинской станице.
Из консисторского архива видно, что в 1740 году в этой станице была построена Покровская деревянная церковь. Она стояла около яра на песчаном месте, которое от ветра заносило песком. Поэтому в 1776 году церковь разобрали и заложили новую на более удобном месте. В 1792 году решили построить каменную одно-престольную с такой же колокольней. В 1811 году к ней пристроили придел во имя святого Николая Чудотворца.
Утварью она была богата, в ней находилась чудотворная икона Божьей Матери, которая явилась 8 июня 1821 года. В конце XIX века на месте явления ее предполагалось открыть монастырь, о чем был составлен приговор общества, а деревянную Вознесенскую церковь решили перенести на место будущего монастыря. Монастырь собирались, как писал И. Сулин, открыть «потому что неоднократные бедственные времена в станице, т.е. в бездожие, при падеже скота, после крестных ходов по совершении на месте этом молебна бедствия прекращались».
Кроме этой церкви в станице находились еще две - Вознесенская, построенная в 1825 году, деревянная, с такой же колокольней, и на Ярмарочной площади - каменная трехпрестольная, построенная на средства купцов, съезжавшихся на Покровскую ярмарку.
В Старом городке есть так называемое Зимовное. Существует предание, что на месте настоящего поселения станицы когда-то были пашни.
На войсковой земле при станице Урюпинской издавна существовали 2 ярмарки: Покровская и Богоявленская (Крещенская). Покровская относилась к важнейшим ярмаркам в России по торговле лошадьми, рогатым скотом, а также привозными фабричными и заводскими товарами. По масштабам торговли она занимала первое место не только в Области Войска Донского, но и в России, после Нижегородской и Ирбицкой. Возникли они в начале XVIII столетия. Есть точное указание о существовании Богоявленской ярмарки в Михайлове городке в 1725 году (позже эта ярмарка была переведена в станицу Урюпинскую).
Ярмарочная торговля в России существовала издревле. На пересечении важнейших торговых путей создавались временные оптовые центры торговли. Развитие ярмарочной торговли в Прихоперье связано с особыми бытовыми и экономическими условиями жизни казаков. Обширные степные пространства, бытовые пастбища дали возможность развить здесь скотоводство, полевое хозяйство, а разбросанность производителей по хуторам и станицам, удаленность от крупных настоящих рынков сбыта способствовали появлению базаров и ярмарочной торговли.
Ярмарки открывались с ранней весны и следовали одна за другой в течение всего лета и осени. «Главным товаром» в торговле Прихоперья являлся скот, причем каждая крупная ярмарка разграничивалась на два периода: в один происходил торг крупным рогатым скотом, а во второй - торг лошадьми. Среди станичной торговли выделялись ярмарки по продаже скота в хуторе Рябовском и станице Алексеевской, куда съезжались торговцы со всей юго-восточной и центральной России. Но важнейшими были Покровская, Богоявленская или Крещенская ярмарки в станице Урюпинской. Богоявленская ярмарка вначале проходила в старейшей станице Области Войска Донского - Михайловской на Хопре (в 60-х годах XVIII века переведена в станицу Урюпинскую).
Масштабы торговли были столь значительны, что в 1732 и 1733 годах в камер-коллегию от ранненбургских (Рязанской губернии) компанейщиков поступила жалоба на то, что «заведенная в казачьих городках Урюпине и Михайлове - в первом Покровская, во втором Богоявленская — ярмарки делают подрыв ранненбургским ярмаркам, к одному с ними времени приуроченным, так как на упомянутые выше (донские) ярмарки ездят москвичи и других городов купецкие люди со всякими товарами... и торгуют беспошлинно». Но свобода торговли на этих ярмарках была подтверждена грамотой императрицы Анны Иоанновны от 25 июля 1735 года и торговые обороты их достигали: первой - свыше 5 миллионов и второй - свыше 3 миллионов рублей.
Еще при царе Михаиле Федоровиче казаки в 1640 году отправили в Москву выбранных людей, которые именем всего Войска докладывали государю, что они «служат ему, Великому государю, разъезжают по шляхам, стерегут перевозы, отбивают и своим коштом приводят в украинные города русских пленных; российских посланников в Турцию, в Ногаю встречают и провожают и всей службой просят, чтоб государь пожаловал, дозволил им ездить в украинные города со всякими товарами и торговать теми товарами свободно без всяких налогов и притеснений со стороны воевод, на каковой конец пожаловал бы им свою царскую жалованную грамоту». В сентябре того же года Донскому Войску была дана жалованная грамота с красной царской печатью. В грамоте было сказано: «И Мы вас, атаманов и казаков за ваши многие к нам службы пожаловали, велели вам в наши украинные города со всякими товарами ездить и торговать. Из тех товаров пошлин имать есьмя за вашу службу не велели». В течение XVII столетия она многократно подтверждалась в разных частных грамотах, присланных Войску Донскому от царей Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Федора Алексеевича, Петра Алексеевича. В XVIII столетии торговые привилегии казаков еще больше расширились. А уже упомянутая Грамота от 25 июля 1735 года утверждала беспошлинную торговлю на Урюпинской и Михайловской ярмарках «всякого звания людям», т.е. всем.
Начало съезда Крещенской ярмарки приходилось на середину декабря, официально торговля начиналась с 7 по 28 января, но иногда затягивалась до 5-10 февраля, так как торговцы ожидали своих должников. Съезжались сюда из обеих столиц фабриканты, из поволжских городов, северных и южных губерний купцы. Продажа товаров шла в кредит на сроки: и сроки назначались от одной ярмарки к другой, т.е. от Покровской до Крещенской и обратно. Такой порядок дал возможность большим и мелким торговцам в срочный период выручать деньги к сроку и снова на тех же условиях покупать товары. Когда торговля шла слабо, многие просили отсрочек до Покровской и Троицкой донских ярмарок.
Чтобы представить масштабы торговли, достаточно указать географию поставок товаров на ярмарку. Москва доставляла сюда мануфактуру, чай, игольные, галантерейные, пушные и другие товары. От Санкт-Петербурга шли европейские вина; Киевская и другие юго-западные губернии поставляли сахар; Владимирская - мануфактурные товары, холст, лен-сырец, хрусталь, стекло, деревянную посуду и другие ценные изделия; Тверская, Костромская и Рязанская - также мануфактуру, холст, рыболовные сети; Нижегородская - холст и деревянные изделия; Тула и село Павлове - металлические изделия; Арзамас, Муром - дешевые пушные товары; Касимов - меховые товары Средней Азии; Пензенская, Рязанская, Саратовская, Воронежская, Тамбовская, Орловская - кожевенные товары, мед, конопляное, подсолнечное масло, мыло. С Волги и Калужской губернии шли поставки железа; из Вятской, Казанской, Рязанской поступали деготь, смола; Кизляр, Таганрог, Новочеркасск, Нахичевань поставляли вина, бакалейные и колониальные товары. Станицы Первого и Второго Донских округов привозили виноград, соль; с Волги и Азовского моря шла рыба. На ярмарке с низовьев Волги сбывалось около 400 тысяч пудов рыбы. Из Острогожска - огромное количество табака, мыла. Станицы Хоперского округа, кроме скота и хлеба, продавали прочные сукна. Из разных округов Донской области, Кавказа, киргизских степей шли шерсть, мерлушка, сырые кожи. Помимо различных товаров на ярмарку пригонялось от 20 до 40 тысяч поголовья рогатого скота. Лошади были не только с донских заводов, но и с Кавказа и даже киргизских степей. Торг скотом на донских ярмарках имел определенный порядок. Перед центром «лавочной» торговли пересекались обычно две улицы: одна из них шла по слободе или станице параллельно ярмарочной площади, а другая пересекала ее, причем эта вторая улица была временная, образованная за чертой слободы или станицы на ярмарочной площади двумя рядами возов или дощатых лавок. Обширный перекресток этих улиц и вся улица, параллельная ярмарочной площади, были центром торговли скотом и назывались «воловодьем» или «тычком». Все дворы, примыкающие к воловодью и выходящие на ярмарочную площадь, были заняты приезжими купцами-прасолами, а базы при этих дворах до тесноты наполнены сборным закупленным скотом. В этих дворах и происходила купля-продажа.
Система торговли носила своеобразный характер благодаря посредничеству «бегунов» и «шибаев». Если бы купец-прасол начал скупать скот в розницу прямо по дворам, то купля шла бы медленно. Сортировка отняла бы много времени, а время на донских ярмарках ценилось по минутам. Поэтому купцы-прасолы прибегали к помощи «бегунов», т. е. крестьян и казаков, которые принимали на себя обязательства подыскать скот с такими качествами, которые необходимы прасолу. «Бегуны» составляли особую касту торговых посредников. Они перебирались с одной ярмарки на другую, это стало профессией. Другой кастой являлись «шибай» - мелкие торговцы из крестьян, специально занимавшиеся барышничеством. Они вели свои дела поодиночке или в компании. Шибай-компанейцы ездили по хуторам и станицам, закупали поштучно быков, коров, телят. Набрав партию из 10-15 голов, гнали на ближайшую ярмарку и продавали оптом - в одни руки, а если это не удавалось, то разводили скот парами по прасольским дворам, стараясь скрыть при этом, что они «шибай», выдавая себя за крестьян - собственников продаваемого скота. Обман редко не удавался. Возвратив капитал с барышами, шибай делили его и расходовали на свои нужды, складчина же оставалась неприкосновенным капиталом по уговору. Затем они снова отправлялись набирать партию. При удаче артель шибаев получала хорошую прибыль, богатела, потом распадалась и ее члены становились вполне самостоятельными «скупщиками». Скупщики формировали гурты от 100 до 200 голов на ярмарках, по станицам, выпасывали на арендованных пастбищах и откормленный скот перепродавали оптом крупным прасолам, собиравшим гурты для продажи уже в Москве, Рязани и других крупных губернских городах.
Торговля лошадьми была совершенно иной и для прасолов, скупающих скот, являлась делом «темным». Она имела своих специалистов: цыган, барышников, или, как их называли, «масов», напоминавших шибаев в торговле скотом.
Ярмарка продолжалась целый месяц и в течение этого времени стягивала людей и капиталы не только со всей Донской области и сопредельных с нею южнорусских губерний, но и с разных концов России. На ярмарках раздавались задатки под предстоящий сбор: в мае - шерсти тонкорунной, в июле - зернового хлеба. Получив задатки, помещики закупали то, что им было нужно и чего область не производила, а также нанимали для предстоящих полевых работ сезонных рабочих, которые стекались на ярмарки тысячами.
Купечество Московской, Воронежской, Саратовской, Тамбовской и других губерний, взяв на откупное содержание ярмарку, выстроило огромные каменные крытые железом 10 корпусов на 400 «Нумеров», храм во имя Покрова Богородицы, каменный дом с залой дворянского собрания и театром, много удобных квартир для приезжающих на ярмарку, учредило скачки, где на первое место ставились состязания за императорский приз. Скачки породистых лошадей, ежедневные спектакли в театре, вечера танцев в дворянском собрании способствовали громадному стечению народа всех сословий.
В 1858 году центр окружного управления был перенесен из станицы Алексеевской в станицу Урюпинскую; она же становится и центром народного образования в округе. До того времени не было здесь даже приходского училища. В том же году сюда переведено окружное училище с приходским при нем.
В 1877 году открыто реальное училище, а затем женская четырехклассная школа и 3-го разряда училище, двухклассное приходское училище, двухклассная церковно-приход-ская школа, церковная женская школа и военная ремесленная школа.
Население с 1768 года (109 дворов; 553 «лиц мужеского полу» и 487 «лиц женского полу») к началу XX века выросло почти в 6 раз. Из станицы выделилось 12 отдельных поселений и хуторов.
Урюпинск от имени татарского князя Урюпа. Однако в названии этого исконно русского города (бывшей казачьей станицы Урюпинской) нет и намека на прославление татарского военачальника. Напротив оно говорит о победе русского оружия. Писатель В. Головачев приводит легенду о том, как казачий атаман Ермак Тимофеевич настиг именно здесь князя Урюпа и тот потонул в болоте вместе со своим войском. С тех пор у местных казаков даже поговорка появилась: «Увяз как Урюп». Казацкая традиция давать названия местности, городу, станице в память об одержанной победе объединяет станицу Урюпинскую со станицей Ваталпашинской (ныне город Черкесск).
(Осипов Валерий. «Единый язык человечества»).