ВЕЛИКИЙ  ПОСТ И ПАСХА  ГОСПОДНЯ

О. Владимир   Цуканов     

         В  жизни  православной  церкви  есть  особое  время  в тчение  календарного  года  –  время  для  сугубого  покаяния  и   осмысления  своей жизни.  Конечно  же  это  время  Великоо  Поста.  Великий  Пост  предшествует  самому  большому  христианскому  празднику – Пасхе  Господней  и  является  одновременно  подготовкой  к  этому  великому  событию  в  нашей  жизни.

        Древние  христианские  писатели  единомысленно  свидетель ствуют, что  св. Четыредесятница  установлена  была  святыми апостолами  в  подражание  примеру  Иисуса  Христа, постив- шегося  в  пустыне  40 дней  при  вступлении  на  Своё  общественное служение:

           «И  постившись  сорок  дней  и  сорок  ночей, напоследок  взалкал»  ( Мф.4,2).

          У  древних ( в особенности  у  древних  иудеев )  был  обычай  в  ознаменование  каких-либо  важных  исторических  или  религиозных  событий  или  во  время  опастности  и  бедствий  налагать на  себя  пост, т.е.  воздерживаться  от  пищи, молиться  и  приноcить  жертвы. То  же  самое  соблюдалось  отдельными  верующими  людьми,  если  им  предстояло  исполнить  какое-либо  важное  дело  или  их  постигали  неудачи  и  бедствия. Например,

         Моисей  постился  на  горе  Синай  для  принятия  закона  от  Бога (Исх. 24, 18),  Давид  постился  когда  узнал  о  смерти  царя Саула (2 Цар.1, 12),  Ниневитяне  постились  в  следствие  проповеди  пророка  Ионы (Ион. 3, 5). Законом  иудейским  был  прописан только  один  пост  в  великий  день  Очищения, но  на  практике постов  у  древних  иудеев  было  значительно  больше.

            Из  истории  древней  христианской  церкви  можно  видеть, что  cв. Четыредесятница  была  учреждена  апостолами. Св. Кирилл  Александрийский, св. Иероним,  Ориген  и  др.  древние  авторы  прямо  указывают  на  святость  соблюдения св.  Четыредесятницы.                                                                                                        

         Поскольку  дни  Великого  Поста  предшествуют  Светлому  Христову  Воскресению,  то  это  придает  Посту  особое  значение. Через  Христово  Воскресение  нам  дарована  надежда совоскресения  и  жизни  вечной. Чтобы  пройти  тем  же  путем, нам  нужно  учиться  подражать  Христу  в  чистоте  и  святости жизни. Нельзя  уподобиться  Спасителю, не  подражая  Его  самоотречению  и  не  борясь  с  чувственностью  и  греховностью нашей  природы. Блаженный  Августин  указывает  на  то, что  дни  Четыредесятницы  служат  образом  жизни  настоящего  века, тогда  как  Пасха  и  последующие  дни  есть  образ  жизни  будущего века. Нам  довольно  часто  мешает  созерцать  чистоту  небес Горнего  Мира  суетность  этого, земного  мира. Пост -  есть возможность  для  нас  нераздельного  покаяния  и  отречения  от от  неправд  и  ложных  надежд  мира  сего.

            Итак , что  же  есть  настоящий  пост?

           Вопрос  первый – почему  именно  40  дней? Оказывается  число  40 относится  к  тому  разряду  числ,  которые  стали  наиболее известными  и  знаменательными  еще  с  древности. Это  число было  предопределено  и  указано  Самим  Богом  как   свыше  указанная  мера  подвигов  и  деяний  в  жизни  праотцев  и  пророков.  Всегда  срок  покаяния  и  исправления  грешников  определялся  как  минимум  в  40  дней. Даже  некоторые  заметные  явления  природы  в  послепотопной  истории  тоже  стали  происходить  тоже  не  менее  чем  за  40  дней. Например,  общеизвестно, что  вино  созревает  не  менее, чем  через  40  дней. Это  один  из законов  современной  природы.

          В  христианской  истории  число  40  освящено   новыми, гораздо  более  великими  священными  примерами. Сам  Спаситель во  исполнение  закона  был  принесен  в  храм  в  сороковой  день. Сорок  дней  постился  Он  перед  выходом  на  общественную  проповедь. Сорок  же  дней  Спаситель  благоволил  оставаться  на  земле по  Своем  славном  Воскресении  до  вознесения  на  небо. Церковь, следуя  этому  славному  примеру, освятила  сороковой  день  как знаменательный  для  родившегося  младенца  и  для  умершего человека. Епитимьи  во  исправление  грешников  нередко  положено  налагать  на  40  дней. Наконец  Великий  Пост  положен  был  св. апостолами  в  сорокодневный  срок . Если  вычесть  из  этих  40 дней  воскресные  дни,  то  получим  36  дней, т.е.  десятую  часть года.  Получилось  так , что  Пост  составил  в  духовном  отношении  ту  самую  узаконенную  десятину, которую  положено было  приносить  Богу  в  Ветхозаветной  церкви от  всех  своих доходов.  Теперь  нам  приходится  приносить  этот  дар  самой своей  христианской  жизнью. Ибо  что  может  быть  важнее  для для  человеческой  души,  как  не  отрешение  от  житейских забот  и  развлечений  с  целью  приемущественного  служения Богу?!

              В  первую  седмицу  Великого  Поста  читается покаянный  канон  Андрея  Критского.  Эти  чтения  расчитаны на  натроение  души  на  покаянный  лад.  В  субботу  первой седмицы  св. Церковь  творит  память  просдавленного  в  чудесах великомученника  св. Федора  Тирона, напоминая  тем  самым, что  Пост  угоден  Богу  и  постящиеся  находятся  под  особым покровительством  Божим (достаточно  вспомнить  явление  св. Федора  Тирона  константинопольскому  епископу  с  целью воспрепядствовать  употреблению  пищи  во  время  Великого Поста,  окропленной  тайно  идоложертвенным  при  императоре Юлиане  Отступнике).

               Первая  неделя  (Воскресенье)  посвящена  воспомнанию победы  Православия  над  ересями. Событие  это  произошло  при  св. патриархе  Мефодии  в  царствование  византийского  императора  Михаила  ( 842 г.).  Оно  ознаменовало  собой  торжество иконопочитания  над  иконоборческой  ересью. Здесь  нужно  напомнить, что  иконопочитание ( поклонение  небесным  образам ) – есть  догмат  православной  веры, т.е.  её  основа.

               Вторая  неделя  Великого  Поста  называется  неделей светотворных   постов. Чтения  и  песнопения  этой  седмицы показывают  возможность  озарения  души  Божественным  Светом.  В  эту  неделю  св. Церковь  творит  память  св.  Григория Паламы,  епископа  Фессалонитского.  Сей  великий  подвижник явился  обличителем  ереси  Варлаама, утверждавшего  невозможность  достижения  озарения  и  видения  Божьего  Света через  аскетические  подвиги. Основная  мысль  этого  лжеучения заключается  в  том,  что  истина  только  тогда  является  истиной, когда  она  доказывается  исключительно  из  начал  разума.  Но  поскольку  Бог  и  весь  нетварный  мир  иррационален и  часто  недоступен  нашему  разуму,  то  это  учение  довольно скоро  приводит  к  отрицанию  Самого  Бога.  Напротив -  св.Григорий  Палама  создал  учение  о  Фаворском  Свете  -  нетварном  невещественном  Свете, просвещающим  всё  творение Божье. Через  это  свойство  Божественной  природы  мы  можем  познавать  Самого  Бога  и  весь  окружающий  мир. Св. Григорий Палама  явился  по  сути  основателем  восточно – европейского духовного  возрождения.

               В  третью  неделю  Великого  Поста  Святая  Церковь прославляет  святой  крест  Господень.  Невозможно  не  воспеть  то  оружие,  благодаря  которому  была  низложена  смерть  и  ангелы  погибели. Всякое  деяние  и  чудотворение  Христово  весьма велико  и  всехвально,  но  удивительнее  всего  -  честный  Его  крест. Св.  Иоанн  Дамаскин  учит:

                 «…смерть  ниспровергнута,  прародительский  грех  уничтожен,  ад  ограблен,  даровано  воскресение,  дана  нам  сила  презирать  настоящее  и  даже  самую  смерть,  устроено  возвращение  к  первоначальному  блаженству,  открыты  врата  рая,  наше  естество  село  одесную  Бога,  мы  сделались  чадами Божьими  и  наследниками  не  через  другое  что, если  не  через  крест  Господа  нашего  Иисуса  Христа».

               Покланяемся  мы  образу  животворящего  креста  как   и  любому  другому  священному  образу, заключающему  в  себе Силу  Божью. Покланяемся,  почитая  не  вещество  ( материю ), но образ, символ  Христа. Св. Церковь  называет  его  «древом  жизни», ибо  как  через  древо  познания  добра  и  зла  вошла  смерть  в  наш мир, так  через  древо  снова  были  дарованы  нам  жизнь  и  воскресение.

                Как  можно  ясно  и  коротко  изъясниться  о  кресте –  этом  овужии  Небесного  Царя?  Св. Иоанн  Златоуст  говорит:

                   «…крест  Господень  неприятен  и  скорбен  для  слуха, но  в  нем  заключается  радость  и  веселие; он - виновник  не  столько  страдания, сколько  безстрастия. Имя  креста  для  иудеев -  соблазн,  для  язычников – безумие,  но  нам  верующим  напоминает  оно  о  спасении.»

                  Четвертая  неделя  предлагает  нам  высокодуховный пример  постнической  жизни  преподобного  Иоанна   Лествичника. Его  «Лествица»  возводит  души  к  неизреченным  высотам  царства  небесного  и  «паче  меда  и  сота  услаждает  чувства  наша».  «Лествица»  читается  на  протяжении  всего  Поста  во  время  часов  великопостных  служб. Воистину  автор  этих  возвышенных  строк  возводит  наш  ум  в  горний  мир,  давая  нам возможность  видеть  «лествицу,  досязающую  до  небес».  Эта книга  делает  сон  патриарха  Иакова  для  нас  реальным, осязаемым. Все  действие  завершается  чтением  Евангелия  в воскрестный  день  о  человеке,  впадшем  в  разбойники. Евангелие ставит  перед  нами вопрос – кто  нам  ближний? Само  же  и  отвечает  на  него  -  тот,  кто  творит  милость  и  тем  нелицемерно  исполняет  закон  Христов  («..имже  души  избавляет долга  греховного, Един  Многомилостивый») .   

                  В  четверг  пятой  седмицы  на  утреннем  богослужении  единственный  раз  в  году  прочитывается  полностью  покаянный  канон Андрея  Критского,  читавшийся  по  частям  на  первой  седмице  Великого  Поста,  и  канон  преподобной  Марии  Египетской  с  положнными  тропарями  в  честь  св. Андрея  Критского.

                  Пятая  неделя  Великого Поста  посвящена  прославлению  подвигов  св. Марии  Египетской. В  ее  жизни  Святая   Церковь  обращает  внимание  на  две  совершено  противоположные  вещи:  на  глубину  ее  грехопадения  и  на  высоту  ее  восхождения  в  духовной  жизни,  тем  указывая  на  то,  что  истиное  покаяние  способно  изгладить  даже  самые  тяжкие  грехи и  может  возвести  грешника  на  самую  высокую  степень  духовного  совершенства. Воскресное  Евангелие  возвещает  о  приближающемся  времени  спасительных  страстей  Христовых. Притчей  о  богатом  человеке  и  нищем  Лазаре  воскрешаются  в  нашем  сознании  образы  Небесного  Царства  и  глубины  адовы. Снова  возникает  перед  нами  образ  воскресения  мертвых.

                  Таким  образом  мы  подходим  к  торжественному cобытию  всей  евангельской  проповеди  Спасителя -  торжественному  Входу  Господа  в  Иерусалим. Это  событие  свершилось  накануне  Его  страданий  и  отмечается  св. Церковью в  шестую  неделю  Великого  Поста. Неделе  Ваий ( так  еще  называется  этот  воскресный  день )  предшествует  суббота  шестой  седмицы, не  понимая  смысл  и  значение  которой – невозможно  понять  значение  Вербного  Воскресения.  В  этот  день  мы  вспоминаем  чудо  воскрешения  Лазаря,  совершенное  Спасителем  прежде  шести  дней  Иудейской  Пасхи.  Лазарь  был  весьма  известным  человеком  в  Иерусалиме  и  одновремено  учеником  Христовым.  Спаситель  часто  гостил  в  его  доме. Когда же  случилось  Лазарю  серьезно  заболеть,  то  Спасителя  в  этот  момент  не  было  в  Иерусалиме.  Более  того,  получив  известие  об  опасной  болезни  Лазаря,  Христос  явно  медлил  вернуться  в  Иерусалим. Возвратился  Он  только  тогда,  когда  Лазарь  уже  умер.  Таким  образом  Спаситель  промыслительно  замедлил  прибыть  в  Вифанию, чтобы  явить  последнее  доказательство  людям  Своей  божественной  природы.  Еще  никто  и  никогда  не мог  воскресить  четырехдневного  мертвеца. Причем  свидетелй  этого  события  было  довольно  много.  Многие  хорошо  знали  Лазаря  и  пришли  на  похороны, а  затем  остались  в  доме  с  Марфой  и  Марией  для  утешения.  И  вот  они  то  и  принесли  в Иерусалим  удивительную  весть  о  воскрешении  уже  разложившегося  мертвеца.  Это  был  шок!  На  следующий  день  весь  Иерусалим  с  пальмовыми  ветвями  вышел  встречать  Христа.  Все  понимали  теперь, что  им  явился  обещанный  Спаситель. Что  для  них  было  может  наиболее  важно,  перед  ними  был  царь  иудейский. Наверное  никто  из  них  не  подозревал насколько  все  изменится  буквально  через  несколько  дней!  Наступала  полследняя  седмица  и  последние  дни  земной  жизни Спасителя.

                Страстная  седмица  или  Великая  седмица  называется  так  по  важности  и  величию  событий,  произшедших тогда  в  Иерусалиме. «В  эту  седмицу, - учит  св. Иоанн  Златоуст - разрешена  древняя  тирания  дъявола, попрана  смерть, связан  сильный  и  расхищены  его  оружия,  заглажен  грех , снята  клятва и  отверст  рай,  небо  перестало  быть  недоступным, люди  сблизились  с  ангелами,  преграда  разделения  отнята, границы взяты;  Бог  мира  примирил  небесное  и  земное».

                  Стараясь  собрать  и  сосредоточить  внимание  и  мысли  верующих  вообще  на  всей  Евангельской  истории  воплощения  Богочеловека  и  Его  служения  роду  человеческому. Богослужебный Устав  предписывает  прочитывать  в  первые  три  дня  этой  седмицы  на  часах  все  Четвероевангелие.

                  События  Вербного  Воскресения  окончательно  подвигли  фарисеев  к  решению  погубить  Спасителя, а  с  ним  заодно  и  Лазаря, т.к.  многие  через  него  уверовали  во  Христа.  Их  власть  и  дух  никак   не  могли  примириться  с  благодатью  и светлостью  божественной  природы  Христа. Им  нужна  была  теперь  только  возможность  сделать  это. Теперь  это  было  непросто. Слишком  многие  веровали  в  Него.

                  В  ночь  на  среду  Спаситель  провел  в  Вифании  в  доме  Симона  прокаженного.  Некая  женщина  дерзовенно  приступила  к   Нему  и  возлила  миро  на  главу  Христову.  Тем  самым  промыслительно  она  уготовила  Его  на  погребение,  о  чем Сам  Он  и  объявил  присутствующим,  опровергая  слова  Иуды  о  напрасной  трате  столь  драгоценной  жидкости.  Сребролюбие,  лицемерие  и  подлость  взяли  верх  в  душе  Иуды. В  тот  же  вечер он  решил осуществить  свой  замысел  и  предать  иудеям  Божественного  Искупителя.

                  Наступил  Великий  четверток.  В  Богослужении  этого  дня  вспоминаются  события,  предварившие  шествие  Спасителя  на  вольные  страдания: совершение  последней  вечери  и Установление  таинства  Евхаристии. В этот  день  св. Церковь  призывает  верующих  приобщиться  тела  и  крови  Христовых.  Таинство  в  Великий  Четверток  совершается  в  час  установления  самого  таинства.  В  честь  этого  Херувимская  песнь  на  этой  литургии  не  поется  и  заменяется  песнью  «Вечери  Твоея  иайныя».  Песнь  Богородице  заменяется  ирмосом Канона,  в  котором  верующие  приглашаются  на  Божественную  трапезу.  

                  В  этот  же  вечер  в  Гефсиманском  саду  совершилось  предательство  Иуды  и  взятие  Христа  под  стражу. Эту  страшную  ночь  отражает  утреннее  Богослужение  Великой Пятницы. Чтение  12  Евангелий  воспроизводит  всю последовательность  событий  того  времени.  Тьма  ночи, мрачность  природы,  мрак  злобы  иудеев,  скорбь  Спасителя  во  тьме  Гефсиманского  сада, затем  крайнее  уничижение  и  оставленность  -  все  это  проходит  перед  мысленным  взором  верующих  людей  в  эти  минуты. Господа  ожидают  крестные  страдания, Он  терпит  унижения  и  издевательства, при  этом  скорбит  не  столько  о  Себе, сколько  о  мучителях  Своих ; не  столько  от  смертных  ран, сколько  от  нравственного  уродства  тех , кто  глумится  над  Ним. За  любовь  и  терпение  -  крест  и  смерть. Такова  адская  злоба  распинателей.

                 Господь  «смирил  Себе, послушлив  был  даже  до  смерти, смерти  же  крестныя», смиренно  претерпел  все  уничижения, оплевания, насмешки  и  саму  смерть  позорную  со  злодеями. «Яко овча  на  заколение  ведеся, и  яко  агнец  пред  стригущим  его  безгласен, тако  не  отверзаше  уст  Своих» - Свидетельствует  древнее  пророчество  о  страданиях  Христовых. Казалось  все  отошли  от  Него в  тот  момент. Даже  те  немногие, кто  нашел  в  себе  мужество  оставаться  при  кресте -  тоже  были  скованы  ужасом  происходящего. Но  вот  среди  сгущающейся  тьмы  и  торжествующей  злобы  прозвучало  исповедание  Голгофского  Страдальца  Сыном  Божьим: «Помяни  мя  Господи, егда  приидеши  во  Царствие  Твое». Исповедание  это  прозвучало  из  уст  разбойника, распятого  рядом  со  Спасителем  на  кресте. Ему  не  страшна  была  злоба  иудейская  и  осуждение  Синедриона  -  он  и  так  уже  был  осужден  за  дела  свои. Смерть  представлялась  ему  неизбежной  и  отвратить  ее  он  никак  не  мог. Ничего  не  препятствовало  ему  увидеть  в  Божественном  Страдальце  невинную  жертву  злобы  человеческой  и  принять  свой  крест, следуя  за  Спасителем. Именно  разбойнику  предстояло  первому  увидеть  область  Царства  Небесного.  Так Господь  судил  о  верующем  сердце  этого  человека.

               Церковь  всецело  сосредотачивает  взоры  верующих людей  на  созерцании  креста  Христова. Сами  небо  и  земля  стали  свидетелями   Голгофского  жертвоприношения: «небо  помрачашеся, земли  же  основания  колебашася». Этим  поразительным  зрелищем  всего  совершившегося  в  эти  часы  страшного  и  ужасного  святотатства  на  земле  завершается  история  земной  жизни  Спасителя. «Свершилось» - так  засвидетельствовал  Божественный  Страдалец  наступление  совершенно  иного  Царства  -  Царства   Божьей   Благодати.

                Торжественный  вынос  плащаницы  совершается  на  вечернем  богослужении  Великой  Пятницы. Это  священодействие  изображает  собой  снятие  со  креста  и  положение  во  гроб  Спасителя. «Благообразный  Иосиф  с  древа  снем  пречистое  тело  Твое»  -  священник  поднимает  плащаницу  на  голову  и  одновремено  берет  Евангелие, изображая  тем  самым  обвитого  плащаницею  Спасителя,  в  предшествии  двух  свещеносцев  с кадильницею  выходит  из  алтаря   и  полагает  ее  среди  храма  напротив  царских  врат. Все  завершется  троекратным  каждением.  Т.о. завершается  положение  во  гроб  или  погребение  Спасителя.

               Во  время  этих  событий  наступала  иудейская  пасха. В  день  Великой  Субботы  торжественным  крестным  ходом  св. Церковь  вспоминает  пребывание  пречистого  тела  Христова  во  гробе,  сошествие  Его  душой  во  ад  и  изведение  оттуда  душ  праведников  от  века  почивших. Это  есть  крушение  царства  дьявола. Пречистый  гроб  Спасителя  нашего  -  есть  надежда  всех  народов, провозвещенная  сонмом  древних  пророков, за  тысячелетия  предсказавших  эти  события. Это  есть  место  встречи  ангелов  и  людей,  чающих  Христова  Воскресения. Место  скорби  и  отрады, печали  и радости, смерти  и  будущего  Воскресения. Утро  нового  дня  -  первого  Воскресения, обозначило  собой  наступление  нового  царства  -  царства  Божьей  Благодати.

               ПАСХА   ГОСПОДНЯ

              Слово  Пасха  по  толкованию  св. Амвросия  Медиоланского  означает  «прехождение» ( или  «переход», авт.). Сам  Сын  Божий  перешел  от  мертвых  к  Отцу  Небесному,  от  земли  на  небо,  открыв  тем  самы  путь  для  людей  из  царства  мертвых  в  горний  мир. Отвкрстое  небо  принимает  восходящих.

              Митрополит  московский  Филарет  в  одной  из  бесед  поучает:  «Никто  из  живущих  в  теле  не  видал  воскресения  Христова  в  то  тайное  мгновение  ночи  или  глубокого  утра, когда  оно  совершилось. Так  было, может  быть, по  самому  свойству  сего  действия, в  котором  и  видимое  Христово  тело, преобразуясь  в  духовное  и  прославленное,  выступало  за  пределы  мира  видимого...  потому, что  не  созрела  вера  для  сего  высокого  созерцания,...  для  того,  чтобы  дать  место  возвышенному  подвигу  веры  и  высшему  за  него  воздаянию, по  суду  Христову: «блажени  не  видевшии  и  веровавше» (Иоан. 20, 29)».  

              Примем  сей  день  с  любовью!  Просветимся  торжеством  и  принесем  дары  Пострадавшему  за  нас  и  Воскресшему! Уразумеем  силу  таинства  настоящего  праздника!

            Радостное  Пасхальное  приветствие  говорит  нам  о  состоянии  апостолов  (Лук. 24, 14), в  котором  они, когда  пронеслась  весть  о  Воскресении  Христовом, с  изумлением  и  радостным  восторгом  спрашивали  один  у  другого: «Христос  воскресе!» и  отвечали  один  другому: «Воистину  воскресе!»

                  


FIDELITY-VERNOST'No.162-2011

http://metanthonymemorial.org



Сайт управляется системой uCoz