КАЗАЧЕСТВО В СЛАВНОМ

 ПРОШЛОМ   РОССИИ

Доклад профессора В. Г. Улитина

 

    С сознанием чести, гордости и ответственности за светлую память всех Императорских Кадетских Корпусов — приветствую вас и в вашем лице нашу Родину-Россию и ее великое прошлое.
    Включение доклада на тему — «Казачество в славном прошлом России» — в программу Восьмого Съезда закономерно и исторически оправдано. Двенадцать Казачьих Войск на службе Российской Империи безусловно заслужили нашего внимания. Казаки веками верно стояли на страже за «Веру, Царя и Отечество».
    Тяжко и больно прикасаться к героическому прошлому Казачества. С душевным волнением приступил я к работе над этим докладом, посвящав его памяти славных деятелей Войска Донского, с которыми я имел счастье быть лично знакомым и от которых унаследовал любовь и уважение к историй и миропониманию родных мне казаков (В. А. Харламов, К. П. Каклюгин, Б. Н. Уланов, М. П. и Е. Д. Богаевские, В. Н. Дронов, Г. А. Улитин). Работая над источниками, мне все чудилось, что «рядом шагают века» — ведь Казачество дало столько выдающихся людей, дела которых отразились на судьбе всей России.

    Совершенно ясно, что без правильного понимания нашего прошлого — нет видения будущего; как без корней нет жизни, так без любви к своему народу — нет чувства нации, ее духовной культуры, — нет веры ни в себя, ни в свой народ. Наше кадетское мировоззрение росло и питалось лучшими традициями старой России и сохранило в нас сознание долга и чести. Именно теперь вера в Россию нам нужна больше чем когда-либо. Безликий СССР навис над всем миром, от имени нашего народа угрожая будущему всего человечества.
    Но Россия жива, и растет там глубинное национальное движение за освобождение нашей родины и всего мира от коммунизма. Повсюду крепнет сознание, что без России мира на земле не будет. Лучшие русские люди по обе стороны рубежа работают на укрепление духовного сопротивления — религиозного возрождения. Трудно это. Болезнь загнана внутрь, насилие продолжает свое дело. Власть искусно душит любую форму сопротивления ей. Нельзя, просто невозможно, в советских условиях вообще пользоваться такими словами как «патриотизм», «вера», «мужество» — так они затасканы и исковерканы советской пропагандой. Да и само понятие «Россия» требует особого внимания.
    А в эмиграции. — наиболее рьяные из представителей «третьей волны», страха ради иудейского, раздувают ненависть к возрождающемуся русскому национализму.
Наше кадетское мировоззрение не позволяет нам стоять в стороне. Наша «Перекличка» должна искать ответы на вечные вопросы, тревожившие поэтов и мыслителей еще со времен Пушкина:

«Гроза двенадцатого года 
Настала — кто тут нам помог? 
Остервенение народа, 
Барклай, зима иль русский Бог»?

    В этих вопросах звучит вечная тайна русской души. Та тайна, которая остается неуловимой для Запада, Винстон Черчилл назвал ее — энигма, завернутая в мистику загадки природы русского человека.
    На нашей памяти прошла гроза пострашнее Двенадцатого года, когда решалась судьба существования России. Все было: — остервенение народа, была зима и было нежданное, поразившее весь мир, чудо. Русский Бог, как и в прежние страшные моменты нашей истории, а главное не было такого человечного и благородного Кутузова. Русский народ был одинок. Ведь с ним был и беспощадный маршал Жуков, был Сталин и его бездушный СМЕРШ.
    Теперь мы знаем, что живет и растет в душе народа горечь напрасных жертв и боль затоптанного пламени подъема национального духа. И идет на Запад добрая весть через бывших военнопленных, заключенных ГУЛАГА, работавших в заполярных рудниках с русским парнем и с русской девушкой, что нет человечней, нет отзывчивей русского человека — готового разделить последний кусок хлеба.
    Прав Владимир Бодиско, когда пишет в «Перекличке», что «у нас нет оснований стыдиться нашего прошлого». Но нужно утверждать надежду национальной России — ее возрождение надо строить на благословенном византийско-русском православии и той человечности, которая оказалась недосягаемой для отравы советской пропаганды. Подтверждение этой мысли мы находим в новом журнале «Вече». Известная уже Православному Зарубежью Татьяна Горичева пишет в этом журнале: «Христианское возрождение — это самый радостный, самый обнадеживающий факт нашей русской действительности. Россия просыпается от сна и познает Бога».

    Как пример тихого света таинственной для Запада русской души, прочту вам несколько солнечных принципов-маяков нашего кадетского прошлого. Эта книжечка — «Памятка кадету Донского Кадетского Корпуса». Ей ровно 62 года. Выдал мне эту памятку в Тел-Эль-Кебире, в Египте, наш директор, сам донской казак и кадет Донского Корпуса, — Ген. Штаба ген.-лейт. А. В. Черячукин. Вот его основные заповеди, оставленные нам в назидание:
    — Веруй в Бога и молись Ему, чтобы Он сохранил тебя на пользу твоей Родины.
    — Не забывай свою Родину, наш Тихий Дон и своих родных.
    - Будь всегда честен и говори правду.
    — Старайся помочь своему товарищу...
    — Не обижай более слабого.
    — Твоя Родина, Дон, понесла большие испытания и своей честной работой ты можешь помочь забыть их... Будь любознательным. «Не заметил», «не видал», «не слыхал» — это ответы чохли, над которыми все смеются... Верь, — настанет день, когда ты возвратишься домой: — предстань тогда таким, чтобы Родина и родные твои нашли в тебе опору, а не стыдились бы тебя».

    — (Тел-Эль-Кебир, Египет, 21/4 Апреля 1920 года).
Вот эти заповеди и представляют наше кадетское мировоззрение, ибо эти слова пришли к нам не из египетских фараоновых гробниц, а из сердца русского офицера.

    Ген. Черячукин, прощаясь с нами, кадетами младших классов, на Босфоре в 22 году, точно предсказал судьбу многих из нас. Он тогда сказал, что «попадаем мы в руки международных дельцов, выполняющих неизвестные нам, чьи-то тайные распоряжения».
    Не знали мы тогда, что гораздо более страшные темные силы в это время в родимых краях решали судьбу Казачества, истребляя его население. Трагедия Казачества не знает позора, а свидетельствует о величии духа и вечной славе, отсвет которых отразился и на скромных памятниках казакам, отдавшим жизнь за свободу в Лиенце (1945 г. — Австрия). Эти жертвы вскрыли глубину предательства и непонимания России Западом. Руководители иностранной политики Зап. Европы и Америки явились соучастниками страшного преступления. Прошло 36 лет и вот из всех стран Запада только в Англии нашлись люди, которые осознали низость падения совершенного зла — насильственной репатриации. Не в России, а пока только в Англии, в центре Лондона воздвигнут памятник — две стихии — камень и вода. Этот памятник свидетельствует о том, что русский народ борется за свою свободу. Он также утверждает, что подобное преступление Запада не может и не должно никогда повториться снова.
    (Из книги Н. Бетелла — «Последняя тайна» о выдаче казаков сов. власти. Англ. майор Гуд, командовавший вооруженной охраной во время выдачи казаков советам, пишет:
«Один офицер бросился в реку с большой высоты, но был выловлен и его искалеченного и умирающего передали сов. представителям».
    Вместе с казаками были выданы известные на Западе генералы: Краснов, Шкуро, Клыч Гирей и фон Паннвиц, ком. 10 тыс-го каз. корпуса.)

    В само слово «Казачество» я вкладываю двойной смысл. Это и все казачьи войска от Днепровских порогов и Черного моря до берегов Тихого океана. Это и неизменное-русское, доброй волей на себя взятое служение Отечеству, интересам Православной России. К сожалению, мой доклад посвящен гл. обр. казачьим войскам Дикого Поля — Европейской России. Да простят мне казаки славных сибирских войск. Широко известно какой могучий вклад внесли они в дело покорения Сибири и охраны рубежей Российской Империи. Хорошо знал китайский дипломат, что он имел в виду, когда утверждал, что граница Российского государства «лежит на арчаке казачьего седла». Не менее важно значение казачьих войск и в деле освоения огромных пространств Сибири. Только подумать о безызвестных героях-землепроходцах с самопалами и медным крестом на груди за 68 лет достигших Камчатки — крайней точки континента.
    Даже сов. власть не посмела стереть с мировых карт имена С. И. Дежнева, С. Челюскина с сибирскими и енисейскими казаками открывшими дальний север. Не менее важна роль казачества и в укреплении русского влияния и планомерного использования природных богатств Сибири. Сибиряки давно знали, что будущее России, русского народа в разумном понимании законов могучей природы Сибири, ее рек, гор и, главное, тайги. Сов. власть, по мнению А. И. Солженицына, совершает одно за другим преступление против интересов русского народа, а особенно теперь, приглашая Европу «забирать наше бесценное сокровище — сибирский природный газ».

    История Казачества и особенно история Земли Войска Донского — интересна и поучительна. Интересна она самобытностью образования вольного общественного и политического строя народоправства — единственного в своем роде. Захватывающе интересна душевностью романтизма и мужества людей, рожденных этим строем. Поучительна — простотой и динамичностью своей системы, гарантирующей всем и каждому и личную свободу, и равенство возможностей, а также создающей духовно-моральную основу братства — круговой ответственности. Верховной властью на Дону неизменно был Войсковой Круг — преемник древне-русского веча. Перестав существовать в Новгороде и Пскове, идея народоправства обрела новые силы на Дону.

    К сожалению, возможности научного исследования истории Земли Войска Донского — весьма ограничены. Как известно, Донской исторический музей и архив с 20-го по 45-ый год находились в Праге на попечении чешского правительства. После войны президент Бенеш поспешил преподнести все это, вместе с русским архивом, сов- правительству в благодарность за — тогда еще первое — «освобождение» Праги. Есть на Западе интересные материалы о Казачестве, но они разбросаны, как правило, по журналам. Довольно много литературы сепаратно- самостийного толка, но это не представляет для нас интереса, т. к. такого движения на Дону никогда не было.

    Была мечта о Юго-восточном Союзе Дона, Кубани и Терека, но получить автономию из большевистских рук для вольных казаков было бы и невозможно и неприемлемо.
Трудность краткого и, главное, беспристрастного изложения участия донских казаков в славном прошлом России — ясна. Кажется, нет такого исторически важного события, в котором казаки не внесли бы что-то свое вольно-казачье: — от покорения Казани и решающего голоса при избрании Михаила Феодоровича на царский престол — до разгрома первой попытки большевиков захватить власть в июле 17-го года. Кто может сказать, как бы пошла мировая история, если бы атам. Каледин, обвиненный Керенским в измене, не отозвал свои полки из Петрограда перед самым Октябрем?..

    Будучи сам убежденным славянофилом, я рассматриваю историю Казачества, как яркое подтверждение правильности славянофильского толкования истории всего русского народа. Нет сомнений, что Казачество зародилось, стало возможным и благодаря простору южнорусских степей и по зову древне-славянского восприятия духовной свободы. Потребность Воли исходил из исконного духа Православия, в котором просто укладывались и быт семейный и понимание смысла жизни, законов природы, и крепкое сознание — что Добро, а что Зло.
    Казачество по своему изживало наследие татарского ига, но и «петровскую европеизацию» воспринимало с оглядкой, бережно храня свой — часто староверский — уклад жизни.

    В отношении к государству на Дону всегда жило внутреннее противоречие, исходящее из самой сущности Казачества. С одной стороны воспитанная веками готовность грудью защищать интересы Отечества, а с другой — грозный клич голытьбы-вольницы «Сарынь на кичку». Мне это особенно ясно видно в моем роду: по отцу — потомки вольницы Верхнего Дона, рек — Хопра, Медведицы; по матери — столбовые дворяне, потомки последнего Войскового, из казаков, Атамана — Максима Гр. Власова. Да, вольница оставила свой след в истории, но степь родная, дедовская слава вместе с саблей от отца к сыну переходившая — вот корни природного патриотизма казака. «Конь боевой с походным вьюком» всегда был наготове. Хорошо передает песня службу царскую донского казака: «Только враг зашевелится, наш казак уж на коне — рубит, колет, веселится в неприятельской стране»...
    Казачество в мирное время давало 54 конных полка, 20 батарей и 6 пластунских батальонов, а при мобилизации свыше 150 полков одной конницы. Кроме номерных-кадровых были также прославленные лейб- гвардии Донские Казачий и Атаманский полки и Донская гвард. батарея. При Государе был Конвой Его Величества (кубанцы и терцы) и две сотни Кубанскаго Гвардейского дивизиона. В Варшаве при Наместнике был второй Кубанский Гвард. дивизион. Черноморские пластуны- разведчики отличались особенно на Кавказском фронте.
    Существуют различные мнения о казачьей коннице. Английский историк кавалерии приравнивает казаков к типу монгольской конницы, называет архаичным придатком к русской регулярной кавалерии. Но полк. Бестужев, один из лучших знатоков, и теории, и практики кавалерии, отзывался о каз. коннице с похвалой. Казачья лава и в атаке и в преследовании, удар с фланга, быстрота ориентации и перегруппировки, находчивость и инциатива — все это было у казаков.
    Самостоятельность Земли Войска Донского нашла свое выражение и в особой исторической геральдике. Донской Войсковой герб имеет долгую историю от полуголого казака с саблей верхом на бочке до современного — на голубом щите черный стилизованый олень пронзенный стрелой с надписью Всевеликое Войско Донское.
    Символами власти Войскового атамана всегда являлись — Атаманская Булава и Насека. В Донском музее находится булава из червонного золота, пожалованная Екатериной Великой в 1779 году, и насека — дар Петра Великого.
    Кроме этого хранятся в Донском музее — Пернач с надписью «Божиею Милостию, Мы Елисавета Первая...» и Бунчук — пожалованный имп. Екатериной Второй.
    Но святынями Войска Донского остаются во веки освященные боевой славой знамена и хоругви Покрова Пресвятой Богородицы, да святыня всего Казачества — скромный храм памяти защитников Азова 1641 года, когда донцы и запорожцы выдержали 24 приступа турецко- татарского войска. Чудо и поныне чтимое всем Казачеством и достойно воспетое моим другом-однокашником М. Залесским в его книге «Слава Казачья. Но самая древняя святыня чтимая всей Православной Церковью это — икона Донской Божьей Матери, что в Благовещенском Соборе в Москве, которую, по преданию, казаки поднесли вел. князю Димитрию Иоанновичу в день 8-го сентября 1380 года перед началом Куликовской битвы.

    Исторические символы Земли Войска Донского не были только подтверждением заслуг перед Отечеством, но в них отражалась вера в борьбу за правое дело. Тайна русской души тут выражается в трех категориях высшего порядка:
    ЗЕМЛЯ - ВОЛЯ - СЛАВА.
    Земля Войска Донского — Божья земля — пропитана кровью предков; земля — священный залог нерушимого братства, верности узам товарищества. Седые курганы — хранители степной истории, памятники старины, да батюшка-Дон Иванович с Волгой-матушкой говорят о великой тайне любви казака к родной земле.
    Воля-вольная для казака — самый надежный источник мужества, искра высеченная кремнем из груди русского народа, по выражению Гоголя. Воля — это не узко-социальная свобода Запада, а достоинство, независимость и самое главное ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: не анархия, а железная дисциплина верности воле своего народа. Б. П. Вышеславцев, мой любимый из наших мыслителей, думая о Пушкине, писал:
    «Вольность Пушкина есть наша вольность, а наша вольность есть всемирная вольность». Так вот эту «всемирную вольность» мои деды имели в крови, впитывали с молоком матери — вольной казачки.
    Слава — сколько раз я слышал от старых казаков, что «ведь слава есть жизнь казака». Слава — это гордость, честь, сознание доброволыюго подвига и победы над врагом. Поют казаки: «Гремит слава трубой по всей Области Донской, Царь султана победил, христиан освободил». О славе убежденно говорит нам Тарас Бульба пред последним неравным боем — «ЗА ВИРУ» — «ЗА СИЧЬ» — «ЗА СЛАВУ».
    Весь «Тарас Бульба» это гимн казачьей славе и героизму в борьбе за жизнь против насилия католической Польши. А сколько горькой правды в словах того же Тараса, что «и на чужбине есть люди, но так любить, как может любить русская душа — нет! так любить никто не может!» Читайте Гоголя, он дает нам новую веру в наш народ.

    Кто же эти богатыри, которых породило Казачество на славу и процветание Отечества? В 16-ом веке великаном одиноко стоит донской казак, атаман станицы Качалинской, князь Сибирский — Ермак Тимофеевич. Значение его подвига на будущее нашего государства кратко описать невозможно. Не спрашивая Москву, движимый инстинктом блага Отечества, чтобы раз навсегда усмирить жестокого царя сибирского, Кучума, — в лето 1581 года выступил Ермак со своей дружиной в лодках вверх по реке Чуя на манящий его к себе — Далекий Восток. По старинной песне решили казаки донские, гребенские, да яицкие «завоюем-ка мы, братцы, царство Сибирское, подарим его мы, братцы, Царю Белому».
    Точно выполнили свой обет казаки-ермаковцы. Разгромили грозного царя Кучума, заложили исходные пункты-городки для освоения всей Сибири. Ермак проявил себя не только как вождь-атаман, но и как умный администратор. Погиб Ермак, как надлежит казаку, в схватке с врагом в 1584 г.
    Декабрист Рылеев потом напишет стихотворение на «Смерть Ермака», которое начинается словами «Ревела буря», еще и теперь общерусская застольная песнь. Народ в Тобольске поставил памятник Ермаку-основателю. И поныне поминают по старинному синодику казаков Ермака в Тобольском соборе.
    В родном краю, в Новочеркасске, по проекту академика Беклемишева донцы воздвигли Ермаку величественный памятник. Стоит Ермак перед Донским Войсковым собором, держит в протянутой на север руке корону Царства Сибирского. Думая о подвиге Ермака, трудно найти другого человека, который столько бы сделал для России. И в самый нужный час: через каких-то 20 лет началась на Руси Великая Смута, едва не разрушившая Московское государство. Покорение Сибири уже ничто не могло остановить.
    Дело Ермака опередило направление внешней политики Российской Империи. Я не склонен к «евразийству», но ясно вижу будущее русского народа развивающимся на базе разумной эксплуатации природных богатств Северо-Востока Сибири.
    Подвиг Ермака не был забыт Россией: Ермака можно видеть в Новгородском Кремле на памятнике «Тысячелетия Российского государства». Живет Ермак и в работах известного художника, сибирского казака, В. И. Сурикова, и в скульптуре М. М. Антокольского, и в литературе, и в песнях.
Сов. власть нашла нужным переименовать старый ледокол «Ермак» на псевдоним большевицкого комиссара «Красин».

    В 17 веке совершенно иной богатырь земли русской внесет свой вклад в историю нашего государства. Я имею в виду подвиг запорожского гетмана Богдана Хмельницкого (1593-1657). Долго и упорно боролись запорожские казаки за освобождение своего народа от притеснений и унижений иноверцами. Справедливая была борьба, но не равная.
    Не только Н. В. Гоголь, но и польский писатель Генрих Сенкевич писал доброжелательно к казакам и его герой казак Бовгун долго оставался моим юношеским идеалом борца за честь и достоинство.
Ломилась сила казачья, горели города и села богатой Малороссии. И вот в 1654 г. гетман Хмельницкий вместе с Войсковым старшиной присягнул на подданство русскому царю. Вскоре за ними присягнула и вся Малороссия. Началась новая эпоха — ослабление Польши и долгие войны-кампании России с Турцией. Богдану Хмельницкому воздвигнут прекрасный памятник в Киеве, там же где над Днепром стоит нерушимый Равноапостольный Князь Владимир-Красное Солнце, о котором мы, к стыду нашему, так мало знаем. (Очень рекомендую интересный труд В. Волкова, открывающий нам многое о чуде Крещения Руси, о князе Владимире и его значении для Православия).

    Восемнадцатый век — поворотный век в истории русского народа: в прорубленное окно в Европу вошло чуждое русской душе так наз. западничество, принесшее нам много бед, в конце концов и большевизм, который в таких муках приходится изживать. Подражание чуждой культуре никогда не приносило пользы сильному народу.
Россия тяжело переживала грех раскола, который оставил глубокую рану в духовной цельности нашего народа. Тогда на исторической сцене появился сын донской вольницы — Степан Разин. Почти одновременно с протопопом Аввакумом, Разин стал во главе массы раскольников, бежавших на Дон от преследований. До этого он разгромил богатые города в Персии, уничтожив персидский флот. Разин был интересным человеком своего времени: на Дону он вел переговоры с калмыками, татарами, построил городок Кагальник, был в Москве и два раза ходил на богомолье в Соловки.

    Но через сто лет, точнее в 1773 году, совершенно иной тип казака поднимает восстание, бросив вызов самой императрице. Емельян Пугачев, участник и турецкой кампании и Семилетней войны, многое, видимо, наблюдал в походах по Европе. Пугачев уже по-новому понимает «благо отечества». Когда уже пленного Пугачева привели на допрос к графу Панину, то Пугачев, не теряясь, дает ему дерзко- провидческий ответ: «Я вороненок, а ворон-то еще летает».
    В данном случае для нас Пугачев интересен каким видел его гений России А С. Пушкин. Пушкин ездил в Оренбургские станицы для изучения событий, связанных с Пугачевым и написал свой труд «История Пугачевского бунта».
    Но вот через два года после этого Пушкин снова возвращается к Пугачеву и пишет свою лучшую повесть — «Капитанская дочка». Пушкин-поэт увидел в нем человека, стоящего на краю бездны. Если был Пугачев «великодушным и бесстрашным мужичьим царем», то сделал его таким А. С. Пушкин.

    О том времени и о тех событиях я хочу привести мысли известного профессора права Петра Б. Струве. Вот что он писал в журнале «Вехи» в 1909 году:
    — «Казачество в 17 и 18 веках было не тем, чем оно является теперь: не войсковым сословием, а социальным строем, всего более далеким от государства и всего более враждебным ему...».
Проф. Струве там же пишет:
    «Социальный смысл и социальное содержание роли казаков в Смутное время... восстание низов руководимое или связанное с именем С. Разина и в особенности пугачевщины — громадны, они могут быть выражены в двух словах — освобождение крестьян»... И дальше: «Пугачевщина была последней попыткой казачества поднять и повести против государства народные низы... теперь народные массы остаются ОДИНОКИ, пока место казачества не занимает другая сила... В русской жизни зреет новый элемент. Этот элемент — интеллигенция».
    Критикуя, с полным основанием, роль интеллигенции, проф Сгруве невольно дает вместо отрицательного — положительное определение духовного единства казачества и русского народа, чего у интеллигенции никогда не было.
    Совершенно ясно, что отношения между Войском Донским и государственной властью менялись со временем. Цари московские признавали без ограничений — «Войсковое право», в которое входил и моральный принцип — «С Дона выдачи нет». До Петра Великого государство признавало это право, дававшее защиту беглецам, своеобразное «право убежища». Петр Великий нарушил это священное право, но донской атаман К. Булавин не уступил и предпочел пустить себе пулю в сердце; так, как через 200 лет, сделал другой донской атаман— А. М. Каледин.

    Выборное начало по станицам и хуторам Дона остается в силе до 17 года и играет решающую роль в переходе на донское самоуправление в то время когда распалась российская государственность. Но Войсковой круг и Атаман продолжали оставаться символами прошлого при управлении «наказного» атамана еще по указу Петра Великого. Только в начале царствования Николая Первого казачьи войска вводятся в титул, но не императорский, а наследника престола: 2-го октября 1827 г. девятилетний цесаревич Александр Николаевич был назначен Атаманом всех казачьих войск.

    Затем позже император с цесаревичем приезжает в Новочеркасск. Введя Престолонаследника в Войсковой круг, Государь вручает сам ему знаки атаманского достоинства — булаву и насеку.
Император Александр III, будучи престолонаследником, как Атаман посетил Новочеркасск и в Войсковом Кругу приветствовал донских каааков с официальным трехсотлетием.

    Духовные силы Земли Войска Донского не иссякали и в 19 веке, и дали двух замечательных воинов-полководцев. Войсковой Атаман, Генерал от Кавалерии, граф Матвей Ив. Платов был не только соратником бессмертного Суворова, но и одним из самых популярных героев Отечественной войны. Под Бородиным в самый важный момент сражения Платов, вместе с конницей Уварова, смело атакует левый фланг французов, вызвав замешательство; под Мало-Ярославцем он едва не захватил самого Наполеона, под Красным (за что и получил достоинство графа) разгромил арьергард французской армии, отнял награбленное и множество пушек.
    О победах полков Платова в Европе составил исторически важный календарь мой однокашник Н. Воробьев.
Его «Скрижали славы казачьей» были напечатаны в журнале «Родимый Край» за 1968 год. По сведениям другого моего однокашника А. Филина в Донском музее хранится английская сабля поднесенная Платову в Лондоне за освобождение Европы. Добрый след оставили казаки в Европе того времени, что видно на гравюрах коллекции А. Филина. Донское Войско воздвигло в Новочеркасске на Дворцовой площади великолепный памятник работы академика-скульптора фон Клодта.
    «Вихорь» — атаман граф Платов изображен в полный рост с атаманской булавой в левой руке указывающей на Запад и в правой — обнаженную саблю лезвием вниз. В сквере вокруг памятника стояли веером 36 французских пушек. Говорю с болью «стояли». Большевистская власть сразу же после покорения вольного Дона снесла памятник народному герою, а на его место водрузила гипсовую фигуру ненавистника России и всего русского.   
    Другой славный сын Тихого Дона — ген. лейт. Я. П. Бакланов прославился своим бесстрашием в войне с горцами Кавказа. Гроза «Шайтан-атаман» — Боклу, что значит бесстрашный, живет в казачьих песнях:
«25-го июля открывал турок огонь (ген.-майор Бакланов приказал — «Садись на конь»!) «Что ж вы турки- ротозеи, где вам с нами воевать. Ваша тетка англичанка не успеет помощь дать. Гремит слава трубой»...
    В 1912 году благодарные донцы поставили ген. Бакланову достойный памятник в Новочеркасске: — на скале черного мрамора бронзовая бурка и знаменитая баклановская папаха.

    Существовало, и все еще можно слышать мнение, что казаки-де только «с пикой служить умеют». Несправедливое мнение. И на культурной ниве России Казачество дало целый ряд выдающихся людей и в науке и в искусстве. Такие художники как Суриков, Дубовской, Богаевский, Греков известны всей России. В литературе не только Пушкин и Гоголь оставили свое понимание тайны величия русской души, как она преломилась в алмазе воли казачьей. Но вот в своей молодости будущий великий писатель Л. Н. Толстой, оказавшись в среде гордых терских казаков, получает первый урок прямого контакта с народом. В его романе-повести «Казаки» старый терский козак — дядя Ерошка уверенно поучает Толстого в чем смысл жизни и счастья.
    По мнению лит. критика Иванова-Разумника дядя Ерошка оказал влияние на все творчество Толстого, как «выразитель инстинкта жизни, силы жизни, любви жизни».
    Еще и теперь правдиво звучит «философия» дяди Ерошки, как ее записал Толстой:
    Жизнь ценна и дорога сама по себе, кто бы ни был ее носитель
    — «Дядя Ерошка своими корявыми толстыми пальцами отгоняет летящих на огонь бабочек:
«Сгоришь, дурочка».

    Все живое человеку надо любить — «Ты дикую свинью убить хочешь, а она по лесу живая гулять хочет. У тебя такой закон, а у нее такой закон. Она — свинья, а все она не хуже тебя, такая же тварь Божия».
И наконец, в чем счастье? — объясняет дядя Ерошка:
    «Грех, да грех?! На хорошую девку поглядеть — грех? Погулять с ней грех? Али любить ее грех? Это у вас так? Нет, отец мой, это не грех, а спасение. Бог тебя сделал, Бог и девку сделал. Все Он, батюшка, сделал... Бери от жизни все, что она дает». К сожалению, Толстой не вернулся к этой повести и задуманную вторую часть «Казаков» никогда не написал.

    Нельзя не напомнить и о вдохновенном образе казачки-матери, созданном гением русской поэзии М. Ю. Лермонтовым. Поразительно то, что сам поэт не помнил своей матери, а нарисовал неувядающий образ материнской любви. Мать-казачка всегда была стержнем семьи.
    Быт, традиции, честь, слава казачья — все шло от матери. На ней было и все хозяйство: ведь до конца 17-го века на Дону казакам решением Войскового Круга запрещалось заниматься сельским хозяйством — «ни пахати, ни сеяти». Юный поэт вкладывает в уста матери все главное чем будет жить ее сын. И поет казачка-мать над колыбелью: «Богатырь ты будешь с виду и казак душой. Провожать тебя я выйду — ты махнешь рукой». И дает ему наказ: «Дам тебе я на дорогу образок святой; ты его, моляся Богу, ставь перед собой» — и одна-единственная просьба: «Да. готовясь в бой опасный, помни мать свою...»
Поэт- ясновидец еще раз приоткрыл нам тайну нашей русской души.

    В заключение считаю своим долгом прочесть, к сожалению, только часть из последнего манифеста, данного императором Николаем Вторым всему Войску Донскому:
    «С первых же времен своего существования славное Войско Донское начало верное служение Царям и Отечеству. Неустанно преследуя светлую цель зарождавшегося тогда грозного могущества Государства Российского казаки богатырской грудью охраняли рубежи его и содействовали расширению его пределов...
    Донские казаки стяжали себе постоянно бессмертную славу и благодарность Отечества. Выражая Наше особое монаршее благоволение, подтверждаем все права и привилегии дарованные ему в Бозе почившими предками нашими...»

   

Сам Царь-Мученик этим как бы подтверждает основную мысль моего доклада: Казачество верой и правдой служило и процветанию России, и утверждению самостоятельного пути русского народа, как носителя Света и Истины общечеловеческого идеала.

    Столетия Воли-вольной не прошли бесплодно. И в дни разрухи нашего государства все Казачество проявило истинно национальное общероссийское сознание и, понеся неслыханные жертвы, не сдалось и покинуло родные края.

    В начале я сказал, что именно теперь вера в Россию нам нужна больше чем когда-либо, т. к. мы не имеем оснований думать, что Запад когда- либо поймет решающую роль русского народа в борьбе за мир. Наше кадетское мировоззрение учит нас, что только национальные силы России могут свергнуть чуждую ей власть и спасти мир и от угрозы коммунистического порабощения и от атомной катастрофы. Велика наша ответственность и перед нашей Родиной-Россией и перед всем миром.

    Для нас, кадет, нет большей ценности — любви и почитания славного прошлого нашей Матери-России и бесчисленных героев ее создавших.
«Но не вздохами печали память храбрых мы почтим, На бессмертные скрижали имена их начертим...»

 

FIDELITY - VERNOST' No. 158                           

http://metanthonymemorial.org

 

 



Сайт управляется системой uCoz