На ступеньках куреня

   

        Такой заголовок родился на ступеньках казачьего куреня, где еще не так уж давно проживал в нем хранитель казачьего духа Андрей Петрович Зимин. Он был одним из образованнейших  людей нашего Донского края, ученый с энциклопедическими познаниями в истории Дона, устройстве быта казаков. Почетный атаман Области Войска Донского, человек сложной судьбы …

В период становления Донского казачества, к нам в редакцию приходили разные люди: казаки и чиновники разных званий и рангов. И у каждого был свой особый интересный разговор, словно на исповеди…

        -Наш Таганрогский округ – повествовал нам  на встрече атаман округа – образован еще в 1887 году. Жителей в те времена доходило до 500 тысяч. Округ имел угольные шахты, отливалась сталь. Из многочисленных станиц была Новониколаевская, с населением в тридцать тысяч.

        - Так вот – продолжал атаман – стали в последнее время выезжать всем Правлением с фольклорным казачьим коллективом «Станица», в выходные дни, в хутора округа.  Такая форма общения с коренным населением  раскрывала нам и жителям многое полезное.

        - О казаках вообще, к нашему удивлению, в Ефремовке знали понаслышке. За годы становления Советской власти в хуторе казаки не упоминались. А когда появились эти, нынешние, что приехали к ним сейчас, не знали что и сказать…

        - Припомнился мне отчет священника о. Олега (в миру Болдырева, Канада, казака монреальской обще-казачьей станицы им. Атамана Каледина), преклонного в годах казака, в молодости, выпускника кадетского Донского Императора Александра III корпуса, о своей поездке на родину в станицу  Новониколаевскую Таганрогского округа (ныне Новоазовскую, Украина) в сопровождении  двух взрослых сыновей. Станица, за годы советской власти сильно переменилась, стала для Болдырева неузнаваемой. По всей станице, писал он в отчете, встретил только двух казаков и то старых.

        - Не забыл о. Олег рассказать в подробностях  о встрече с близкими и дальними родственниками. Людей было так много, что столы для угощений накрывали во дворе. Гости эти -  вся его кровная казачья связь, живущая на родной Донской земле.

        А он, надо же, упомянул: - встретил только двух старых казаков. А о своей родне совсем позабыл…

        - То же самое случилось в хуторе Ефремовка, куда  приехали с ансамблем. Коренные жители, никогда не выезжавшие из родных мест, словно очнувшись после продолжительного сна - конечно под влиянием нашего визита - пытались в памяти восстановить корни своего происхождения.

        Доказательством тому, были слезы на щеках, тронувшие их сердца в момент исполнения Гимна Всевеликого Войска Донского «Всколыхнулся, взволновался, православный Тихий Дон» и других наших многих казачьих песен.  

    В эти хутора и станицы округа, возвращалась историческая память в сознание людей - давно забытое прошлое. А молодежь, оценила каждое выступление фольклорного коллектива «Станица» бурными овациями…

    На этом, рассказ атамана Таганрогского округа, казачьего полковника Александра Ивановича Шепеленко к сожалению прервали…

       Судьба на склоне лет, подарила мне и моему коллеге по перу Геннадию Селигенину встречу на ступеньках куреня, где проживал Андрей Петрович Зимин.

Пожалуй, это один из немногих сохранившихся в Ростове куреней. Ему сравнялось за сто пятьдесят лет. Курень перешел его семье от казачьего рода Шамардиных-Тороповых, от последней его владелицы - Марии Савельевны Тороповой, двоюродной сестры Петра Николаевича Краснова, который был крестным отцом Зимина. В своем почтенном возрасте, Андреи Петрович, вспоминая Петра Николаевича, называл его "папой", и в глазах этого мужественного, немало повидавшего и пережившего человека, наворачивалась слеза.

     Об Андрее Петровиче Зимине, об этой незаурядной личности, об этом кладезе житейской мудрости, а также хранителе казачьего духа,  можно говорить бесконечно. Настолько многогранен был этот человек и обширны были его интересы. Для многих - он не нуждался в аттестации. Для тех, кто знал о нем понаслышке, видимо, прежде чем перейти к беседе, стоит кое-что открыть...

     Каток истории безжалостно прошелся по нему, как и по всему многострадальному народу и отечеству. Его отца - казака, городского инженера - расстреляли... Самого - как сына казака - изгоняли сначала из школ, потом из пяти институтов... И все же он получил диплом, стал архитектором. Воевал... Имел на теле рубцы и носил осколок в ноге...

     Имя Андрея Петровича Зимина известно не только на Дону и в России, но и во многих странах Европы, Америки. В CШA, к примеру, показывали снятый операторами одной из тамошних телевизионных компаний, побывавших у нас, фильм, который так и назывался -"Донской казак Андрей Зимин".

     Гостям было что снимать. В его курене собрано богатство, которому с полным основанием завидуют многие музеи истории казачества. Впрочем не только истории. Сотни и сотни папок, наполненных их хозяином в результате пеших и иных путешествий по родному краю, хранят сведения, относящиеся к самым разнообразным, порой отстоящим, кажется, далеко друг от друга, сферам человеческого бытия. Но это только кажется, ибо в этом потомке казаков и поныне, удивительным образом уживался историк и лингвист, архитектор и фотограф, художник и археолог, философ и практик, воин и мечтатель...

     Кропотливо собирался архив. В нем хранилось три тысячи фотографических карточек, почтовых открыток, рисунков с изображением улиц, домов, а также исторических книг, среди которых много и его краеведческих исследований. Здесь и "Градостроительный словарь донских казаков", и изданная в тысяча девятьсот четвертом году книга "Вся донская область и славный Кавказ"...

     Накопленное интеллектуальное богатство и сохраняемый аромат казачьего быта столь впечатляли, что системный разговор удавался не всегда...

     - Андрей Петрович, а что понуждало вас к такой, воистину подвижнической, работе?

     - Рассказы матери и родственников о жизни и истории казачества. Мальчишкой бегал по оврагам на спуске к реке, раскапывал в пещерных ходах обрывки боевых кольчуг, куски щитов, наконечники копий и стрел. Более основательно и сознательно приступил к собирательству (особенно редких книг и рукописей) в 1939 году.

     Осматриваем верхнюю часть куреня, которую занимал Андрей Петрович и его дочь с семьей...

     - Заметьте, курень экологически самый чистый. Таково свойство дерева... Вот это - галерея. У казаков звалась "гальдереей". Почему? А тут, обычно, сходились молодые и старики. Обменивались новостями, обговаривали житейские вопросы. Затевался галдеж. Отсюда - и "гальдерея".

     Проходим в горницу. Андрей Петрович указал на круглый, старинной работы, стол с резными ножками:

     - Садитесь, отдыхайте.

     - А вы?

     - Да у меня ноги того... Сяду - потом долго вставать придется.

        Мы присаживались, оглядывая комнату, тесно уставленную теми же стеллажами с книгами, пухлыми папками, различными реликвиями, цокали восхищенно языком, вопросительно смотрели на хозяина. Он опять вел глазами к столу: - Вы на него, на него смотрите. За этим столом сиживали и Каледин, и Деникин, и Корнилов, и братья Богаевские, - с немалой гордостью говорил Зимин.

     - А КГБ не сидело?

     - Как же, интересовалось. Хотело конфисковать. Обвиняло - через этот стол - в сочувствии белогвардейщине. Бог миловал, пронесло. И стол сохранился.

     - Андрей Петрович, говорят, вы с самим Лазарем Моисеевичем, так сказать тет-а-тет…

     - Сподобило. Ра6отал я в 1933 году в станице Уманской, что на Кубани. Ну, а Лазарь Моисеевич Каганович возглавлял “тройку” по борьбе с саботажем. Вызывают. Сажают лицом к лицу.

     - Видал, как казаки собирали зерно на дороге?

     - Нет, не видал.

     - Врешь, гныль, либер. - и своему  секретарю: - Пиши. Статья 58-10. Контра…

А народ тогда, после изъятия хлеба,  подчистую пух от голода, вымирал...  Ох сколько  выкосила немилостивая большевистская коса. Тогда и родилось на Кубани: “Будто Каган прошел..."

     Отсидел девять месяцев, пока "вентилировали", что к чему...

     - Была и вторая судимость...

     - В 1937 году. "0рганы" раскопали, что я крестник атамана Краснова. Занимался  следователь Власов. Вот имени отчества не помню. И смех и грех. Спрашивает:

     - Какие установки давал тебе негодяй Краснов?

     -Не запомнил, - отвечаю. - Мне сорок дней исполнилось, когда он меня крестил.

     А следователь:

     - Надсмехаешься, белая шкура. И - по мусалам...

     - Это зло Вы до сих пор таите?

     - У нас, старообрядцев, есть правило Христа: замаливай грехи. А грехи стукачей и большевистских судей ложились и на меня. Потому, как они совершали грех и за меня. И потом, если ты с каким-то грешником повстречался, то должен замаливать его грехи. Такая наша вера.

     - А что Вы можете сказать о сегодняшнем дне, о движении казачества за возрождение?

     - Очень хочется, чтобы казачье движение на Дону скорее встало на ноги, обрело осмысленное выражение. Возродить казачество - это, прежде всего, возродить территорию предков, возродить Республику, возродить казака. Человека смелого, работящего, бесконечно преданного своему корню, справедливого и высоконравственного.

     - Андрей Петрович, как-то Вы проговорились: "Самый лучший эколог - это донской казак". Не могли бы расширить свою мысль?

     - Он был воистину верующим в Бога и любил природу. Я тоже безгранично люблю  Батюшку Дон. Но во что его превратили? Мой  родной дядя - донской казак из Старочеркасской станицы –то ли нечаянно, то ли еще как, плюнул в Дон. Так казаки всыпали ему за это плетей, потом повели в церковь, и батюшка наложил епитемью: сорок раз утром и сорок раз на ночь - "Господи помилуй!” в течении трех лет. И это – только плюнул в Дон. А сейчас - чего только в него не сливают, и сбрасывают. A ведь это источник, из которого пьем и едим. Это наша жизнь. Жизнь наших потомков. Казаки должны  вспомнить, что они защитники Тихого Дона, донских степей, донской природы от каких бы то ни было посягательств. И на их совести - сохранить эту жемчужину для  продолжения здорового рода...

    Разговор наш заканчивали той же темой, ради которой и явились – как сохранить его накопленные материалы, казачьи реликвии и курень, сделать их воистину казачьим национальным достоянием.

   Знали, что на правлении в Войске Донском этот вопрос поднимался. Поговорили, приняли – и забыли…

      Андрея Зимина давно теперь с нами  нет, пополнил он  Войско Всевышнего.

      Царство ему Небесное  и  Вечная память за труды его земные…

  Добрая память о нем осталась в сердцах жителей Родимого Края, возможно о нем  еще помнят и во Вселиком Войске Донском во главе с Атаманом В.П.Водолацким …

 

Вячеслав АЛИПАТОВ,

Ростов-на-Дону,

январь 2009 года,

     т. 8-918-510-47-28

     e-mail: artanaa@yandex.ru 

 



Сайт управляется системой uCoz