| |||
(К 400-летию взятия Казани – 1552-1952 гг.) |
Ученый дьяк Московского приказа, Филарет, при великом князе Ивана III, впервые выдвинул свой тезис: «Москва — Третий Рим, четвертому не бывать, такова воля Господня». В осуществление этой идеи Иван III тогда же и начал свою агрессивную политику. При помощи подкупа им был взят Великий Новгород, и не только Иван III подверг его жестокому разгромлению, но не желал оставлять; вредный московскому деспотизму вольный уклад Новгорода, он расселил вольных новгородцев по разным местам, а на их места заселил московских людей, даже вечевой колокол был «сослан в ссылку» — перевезен в Москву, — чтобы в Новгороде не осталось и воспоминания о вольностях новгородцев. Так же поступил Иван III и с вольными городами - Псковом и Хлыновым (Вяткой). Во имя дальнейшего осуществления идеи Третьего Рима Иван III решил покорить и царство Казанское.
В «Русском большом энциклопедическом словаре» (смотри «Руна Иван») говорится, как великий князь Иван III собрал большое ополчение из крестьян, посадских, торговцев и ремесленников, и подошел к Казани. Долго стояло это воинство без всякого действия. Пришли на помощь туда и донские казаки с атаманом Руна Иваном. Казаки, разведав, что в Казани небольшой гарнизон, неожиданным приступом ворвались в город, но удержать его они не смогли. Так неудачно кончилась первая попытка взять Казань. Взята она была позже, при царе Иване Грозном, ровно четыреста лет тому назад — 17 сентября (по новому стилю) 1552 года. В учебниках русской истории и других популярных изданиях, нигде и никогда не упоминается, что казаки принимали при этом участие1). Но в большой истории: Карамзина, Костомарова и др., а также в донской истории говорится, что казаки не только принимали участие, но сыграли самую решающую роль при взятии Казани. Казаки давно уже вели борьбу за веру своих отцов против «неверных басурман» — татар. И, узнав, что царь московский Иван Грозный собирает рать, чтобы взять Казань, казаки решили ему «доброхотно помочь, как единоверцу по греческой вере». Донские казаки с атаманом Сусаром заключили братский союз с запорожцами, во главе с атаманом Ляпуном и выступили в поход. Одних донцов было семь тысяч. Историк Карамзин (том VIII, приложение 408) пишет, что казаки засели под самой крепостной стеной у Даировой башни, а «пищальники» стали на валу и стреляли до самой ночи, дав этим московской рати князя Воротынского возможность утвердиться и насыпать в туры землю. Дальше, казаки сыграли главную роль в подкопе и взрыве Даировой башни, а также первыми ворвались в Казань; после чего московская рать заняла город. Карамзин сообщает далее, что царь Иван Грозный пожаловал казакам за это благодарственную грамоту. А. Ригельман в своей «Истории о донских казаках», из. 1778 г., на стр. 4 пишет: «Донцы, узнав, что царь Иван Васильевич Грозный уже 7 лет ведет войну с татарами и хочет взять Казань, решили ему помочь, как единоверцу по греческой вере. Атаман Сусар послал небольшую часть войска к устью реки Дона, чтобы настрелять там «птиц-баб» и привезти их перья. Перьями этими он украсил с головы до ног, поверх одежды, все войско, так что каждый воин предстал величайшим страшилищем. Атаман, вооружив всех копьями, луками, саблями и пищалями, повел их под Казань и, став, не доходя города, ночью развели костры. Царь послал своего боярина узнать, что там за войско, но боярин чем ближе подходил, тем страшнее ему они казались, и так убоялся их, что, не доходя, со страхом возвратился. Царь разгневался и послал опять боярина. Боярин, подойдя к войску, был от страха как полумертв и едва в силах был спросить, что «люди вы или привидение». Они громогласно ответили ему: «Мы — казаки, люди вольные, пришедшие с Дону, царю Московскому помогать взять Казань и за Дом Пресвятой Богородицы, все свои головы положить». Боярин с радостью донес царю о казаках. Царь утром послал к ним всякие дары, но казаки не приняли, а одарили его сами, богатыми кожами звериными и просили, чтобы царь им позволил взять Казань. Донцы на следующий день, подняв святые иконы и навесив на пики крылья от «баб-птиц», пошли к городу Казани, каковой их строй представлялся лесом, покрытым снегом. Подойдя к речке Казанке, казаки начали рыть подкоп под городские стены. По окончании подкопа, все стали на колени, вознесли Господу Богу свои горячие молитвы, подожгли бочки с порохом под подкопом и, как последовал взрыв, разрушивши стены, казаки стремительно бросились в город, коих жители сочли за страшное привидение и устрашились их, а казаки рубили, кололи и стреляли их везде без пощады. После этого уже вошел царь со своей ратью в город Казань и поставил свои караулы и назначил там своего воеводу. Царь, в благодарность, одарил казаков богатой добычей, но они отказались, прося оставить им «реку Дон со всеми реками (притоками) и всеми потеклинками (малыми притоками) до тех пор, как им надобно». В 1554 году донцы с атаманом Павлином сыграли самую решающую роль и при взятии Астрахани. И в 1570 г. царь Иван Грозный прислал благодарственную на Дон грамоту, в конце ее говорилось: «а кто буде дерзнет их донских казаков с мест их сбивать, тот будет проклят на веки», так заканчивает А. Ригельман о донцах, взявших город Казань. Грамота царя Ивана IV находилась постоянно под святым престолом в соборе Черкасском, в особом ларце, и ежегодно в день Св. Покрова на Войсковой праздник читалась на майдане. Так продолжалось до 1709 года, то есть, до ликвидации восстания Булавина. В этом году, после жестокой расправы с булавинцами, карательным отрядом князя Долгорукова, прибыл на Дон царь Петр I. Признав грамоту «крамольной», царь увез ее в Москву, а копии, как пишет историк Сватиков («Россия и Дон»), приказал уничтожить. У донских историков: А. Г. Попова, Е. П. Савельева, И. Ф. Быкадорова, П. Н. Краснова и др. говорится подробнее о взятии донцами Казани и Астрахани. Упоминается и о молодом казаке Ермаке, который, переодевшись татарским нищим, проник в Казань, разведав там, что главная «пороховая казна» (пороховой погреб) находится под Даировой, башней. После этого, Ермак (будущий покоритель царства Сибирского) прибыл в шатер к князю Воротынскому и к князю Курбскому и предложил им взорвать Даирову башню. За это, как сообщает и Карамзин, царь наградил Ермака золотой медалью. Историк Е. П. Савельев дополняет, что казачья конница, после взятия Казани, преследовала кавалерию татарского князя Япанчи до Аральского поля. В старинной донской былине «Ермак под Казанью» поется, как он поджигал подкоп под Даировой башней, как сам зажигал «яровую свечу» и как: Ермак с тремястами казаками Казань город взял. Город взял он Казань и царю отдал. Избавил Ермак войско царское от урона, За что царь пожаловал Ермака медалью именною, Да подарил Ермаку Славный Тихий Дон, Со всеми его реками и потеклинками… и.т.д. О том, что донские казаки сыграли самую решающую роль при взятии Казани и Астрахани, об этом ясно и определенно сообщает ученый дьяк Посольского приказа, времен царя Алексея Михайловича в своем «Сочинении», глава IX, стр. 198; он пишет: «А ежели бы казакам воли своей не было на Дону, и только они донские казаки не укрепились бы, то и не были бы в подданстве давно за Московским царем: Казанское и Астраханское царства з городами и землями во владении». Сообщая эту краткую историческую справку ко дню юбилейной даты (17 сентября н. ст. 1952 г.) в 400-летнюю годовщину взятия Казани, я посвящаю эти строки памяти славных атаманов: Руна, Сусара, Ермака и памяти храбрых наших предков казаков, положивших головы свои под стенами Казани. С.БОЛДЫРЕВ |
1)Надо полагать, что правительственная цензура в целях великодержавной великорусской политики тенденциозно и умышленно умалчивала о подвигах казаков. К одному из примеров можно привести следующий случай, описанный в «Сборнике Области Войска Донского, Статистического Комитета» вып. XII на стр. 82, а именно: «В 1907г. из Новочеркасска в Москву от статистического комитета был сделан запрос о дополнительных сведениях, об участии донских казаков при взятии Казани». На то последовал ответ: «Соответствующие документы Разрядного приказа совсем недавно сгорели». Аналогичный случаи был с есаулом Железновым, историком Уральского Войска. На его запрос об участии уральцев в Хивинском походе при царе Петре I, оказывается, что и эти соответствующие документы сгорели». |