Пока мы живы…

 

 

 

    Что знаем мы, современники донских казаков, о Сергее Григорьевиче Королькове.

Знаем его как одаренного скульптора и это подтверждают сохранившиеся до наших дней горельефы, блестяще выполненные им на тему Гражданской войны, на фасаде Ростовского  драматического театра имени М. Горького, который был построен в 1935 году в виде трактора.

По замыслу зодчих В.Щуко и В.Гельфрейха, огромный монументальный «лоб» театра могли использовать для проецирования картин революционной борьбы и созидания народа....

На постоянно действующей всемирной выставке архитектуры в Лондоне два макета - наш ростовский драматический театр и храм Василия Блаженного – представляют  историю русской архитектуры. А наши современники театр воспринимают как седьмое чудо света - немыслимое без горельефов Королькова - «Железный поток» и «Гибель Вандеи».

Вандея  ассоциируется с мятежным Доном 1918 - 1920 годов - памятник вольным казакам, гибнущим в борьбе за земли предков  и свою свободу.

Если заглянуть в «Памятку Донского ученика», изданную для народных училищ Области Войска Донского, то на 26 странице можно получить исчерпывающие сведения о территории земель Области Войска Донского (около 3 тысяч квадратных миль):

- по среднему и нижнему течению река Дон граничит на востоке губерний Саратовской и Астраханской, на юге – Ставропольской и областью Кубанской с частью берегов Азовского моря; на западе она соприкасается с губернией Екатеринославской, Харьковской, Воронежской. Сегодня земли Области Войска Донского на картах Российской Федерации отсутствуют.

    Вглядитесь в композиции   девятнадцатифигурной «Гибели Вандеи» и семнадцатифигурный «Железный поток» - все персонажи горельефов безоружны! Только один из них держит в руке гранату.

Автор книги В. Кукушкин, «История архитектуры Нижнего Дона и Приазовья» бесстыже врет.

Он пишет:
    «В правой части композиции две фигуры скатываются с английского танка, который уже поглощает донская волна. Еще правее столкнулись два всадника: красноармеец в будёновке резко занес над головой шашку. Слева с винтовками наперевес идут в бой рабочие и теснят врага». Танк присутствует. А вот винтовок ни у одного из рабочих как раз нет. Более того: у красноармейца на коне не видно никакой шашки! Всадник замахивается… огромной ветвью! Что это означает?

Скульптор через динамичные фигуры в композиции, призывал оставшихся еще в живых и последующие поколения казаков  участвовать в борьбе  за земли своих предков и республику - но не смертоубийство.

На пороге своего двадцатилетия со дня начала возрождения Донского казачества

Отказ от оружия - величайшая находка Королькова.

Казакам следует посмотреть друг другу открыто в глаза на своих Кругах и у себя спросить и с атаманов спросить – когда же наконец у Войска появится своя территория, обозначенная на географических картах. Горельефы казака Сергея Королькова подсказывают – все это случится только в результате непрерывной борьбы, а не смертоубийства.

    В это же самое время Сергей создает иллюстрации к роману М.А. Шолохова «Тихий Дон».    

    В его рабочем портфеле накапливаются сотни набросков и рисунков, сотни этюдов в пластилине, глине и других материалах...

    Поразительный эффект - в его работах отсутствует пейзаж - рисунки скульптурны.   

    Работы самостоятельны и идут рядом на равных с произведением.

    После выхода в свет романа  Тихий Дон - казаков перестали расстреливать без суда и следствия.

    Иллюстрации Королькова образно говорили:  

- Такими мы были! Такое на нас накатилось. Мы гибнем…  Помни, пока живы!...  

-  Это наши! А то - враги!  Мы и кони, мы и борьба, мы и любовь к Родимому Краю... 

    Пришел  сорок первый.

    Корольков, по причине не пролетарского происхождения, в армию не попал.

На страницах монреальского журнала в Канаде станицы им. Атамана Каледина «Станичный вестник», я столкнулся с публикацией серий его рисунков, повествующих о преступлениях тоталитарного режима большевиков против своего собственного народа. Особенно поразил рисунок – « Расстрел учеников ремесленных училищ в Донбассе осенью 1941 года». При эвакуации учащихся школ Трудовых резервов, когда немцы отрезали пути отступления, эти мальчики были расстреляны сопровождавшими их охранниками, «чтобы не попала в руки врага квалифицированная рабочая сила.»


    При немцах он вкусил внутреннюю свободу! Не надо было врать и бояться! Не надо было подстраиваться под вкусы и желания сталинской власти. Никто Королькова теперь не преследовал, как это было до войны. Зато он мог предположить, что станет потом, когда вернутся  советские войска. Ведь тогда многие города и станицы на Дону переходили их рук в руки и жители, попадавшие второй раз «под немца»,  познавали   хватку СМЕРШа не по наслышке - их допросы были не хуже, чем во времена  инквизиции...

    Не из любви к немцам уходили с Дона и Кубани тысячи казаков с семьями, вместе с отступающей немецкой армией. Спасались от «своих». Двинулся с обозом беженцев и Корольков. А на Западе его уже ждала лиенцская трагедия!

    В 1945 году, австрийском городе Лиенце, британская военная администрация насильственно выдала советским властям около ста тысяч казаков из казачьего стана беженцев. И как выдала! С какой жестокостью!.. Теперь об этом знает весь мир.

    По материалам Ялтинской конференции, выдаче подлежали только граждане Советского Союза, принимавшие участие в боевых действиях против Красной армии. А казаки, эмигрировавшие в годы Гражданской войны, не являлись гражданами СССР. На самом деле СМЕРШ выгребал всех подряд без разбору с подачи англичан.

    Вот как описал очевидец события тех лет казак… нашей Доломановской станицы Ростовского округа:

- Нас молодых солдат тренировали для исполнения диверсионных работ в тылу врага. Когда забросили, парашюты опустились прямо в центре железнодорожного вокзала, в гуще немцев. Так, не совершив ничего такого, чему нас обучали, мы попали в плен. Жили в бараках. Водили нас под конвоем на разные работы – за это, кормили и даже платили небольшое жалованье на табак, конфеты и другие малые нужды. За ограждением колючей проволокой, работал продуктовый ларек, куда нас пускали за покупками. Тех, которые выполняли установленные нормы работ, отпускали в увольнение на несколько часов. Однажды, мы с другом станичником , находясь в увольнении, прочли объявление, Атаман Краснов призывал пленных казаков пополнить его войско… В боевых операциях мы не участвовали, а занимались караульной и комендантской службой. Охраняли склады и следили за порядком на территории лагеря. В Лиенце англичане выдали нас в руки СМЕРШа. Тех, кто был из офицерского состава, расстреливали тут же на месте, а меня, с остальными рядовыми, запихали в товарный вагон, набивая до отказа и на Колыму. Там я отмотал сполна 25-летний срок, положив все свои зубы.

  Такую же участь мог постичь и Сергей Корольков, но Господь был на его стороне и уберег от выдачи. В западных оккупационных зонах тогда создавались репатриационные лагеря для перемещенных лиц, принудительно вывезенных в Германию. В таком из лагерей в австрийском городе Парш удалось приютиться и семье художника.

 В конце 1948 года, под заручительство родственника Николая Евдокимовича Королькова, семья Сергея Королькова с сыном Александром переехала в Америку. Она живет в Нью-Йорке в доме, где этажом выше живет известный организатор  казачьего хора Сергей Алексеевич Жаров. Этот хор побывал почти во всех странах, кроме своей родины, дал около восьми тысяч концертов, обласкал слух своих слушателей казачьими песнопениями, приобщил Запад к казачьей культуре. В хоре выступали танцоры и певцы. Каждое выступление хора собирало тысячи слушателей. На концерте в штате Миссисипи, в городе Джексоне, в свой 30-летний юбилей, его слушали семнадцать тысяч человек.
    Корольков на новом месте весь в работе, он получает заказы. В журнале «Life» появились серии иллюстраций к вымышленному рассказу о всеобщем восстании узников сибирских концлагерей. Рисунки потрясали  неподдельным реализмом.

 Самое знаменитое полотно американского периода у Королькова – трагичная картина «Выдача казаков в Лиенце» (Музей Кубанского Казачьего войска, штат Нью-Джерси). Показано, как во время Пасхального Богослужения части английской пехоты, при поддержке танков избивают прикладами толпу казаков, стариков, казачек и их детей. Их хватают и бросают в грузовики… Были случаи, когда женщины, не желая попасть в руки солдат, вырвавшись из оцепления бросались вместе с детьми с моста в реку Драву.
    Сергея Григорьевича избирают председателем Ассоциации скульпторов США. Он принимает участие в реставрации Галереи знаменитых людей Великобритании.

 Особо запал в души казаков  эмигрантов его памятник Ермаку.

 Вот как описал памятник донской казак Владимир Быкадоров:
     - «На скале, в царском панцире, опершись на саблю, сидит «объятый думой» покоритель Сибири - Донской казак Ермак Тимофеевич. Складки накинутого на плечи плаща, как будто колышутся в порыве северного ветра. И в этом труде не чувствуется инертности статического изображения. Ермак и в бронзе жив, он только объятый думой, он вот-вот встанет и протянутой рукой укажет рати своей направление к новым схваткам, подвигам и славе...».
    В день открытия памятника 4-го сентября 1949 года вице-губернатор штата Нью-Джерси произнес зажигательную речь:

 - Я совершенно уверен, что когда начнется война против большевизма, казаки пойдут в бой бок о бок с американскими солдатами».

  По этому поводу на обложке «Общеказачьего журнала» за №10 октябрь 1950 года, появилась иллюстрация Королькова

 Это событие не осталось не замеченным и у нас на Дону. Правда с большим опозданием уже в перестроечный период, когда к власти пришел Борис Николаевич Ельцин. В музее Донского казачества в г. Новочеркасске открыли выставку  «СМИ казаков в эмиграции». На выставке, среди многих других печатных изданий, выставили  «Общеказачий журнал» за №10. Выставка проработала где то час и была закрыта, а устроителя выставки тут же уволили. Государственного чиновника из области, посетившего выставку, привела в ярость обложка именно этого журнала.

 

Вячеслав АЛИПАТОВ

февраль 2009г.

e-mail: artanaa@yandex.ru



Сайт управляется системой uCoz