КАЗАЧИЙ ПУТЬ  



ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ О ПЕТРЕ КОСОВЕ

В журнале "Кубанец. Донской атаманский вестник" №2 за 1996 г. есть сообщение, о том, что историк Косов Петр Севостьянович посетил Соединенные Штаты Америки, встречался с казаками эмигрантами, и от них передал в редакцию сохранившиеся разные казачьи периодические издания. Они ранее издавались, а потом прекратили свое существование. Это происходило в связи со смертью самих редакторов:
Умирали они по старости, а с ними, любимые газеты и журналы казаков.
Благодаря участию Петра Косова в издании журнала "Кубанец. Донской атаманский вестник", читатель получал возможность познакомиться с самым популярным в эмиграции общеказачьим журналом "Родимый Край.
В 2000 г. вышло в свет, при полном финансировании Петра Косова, репринтное издание журнала "Родимый Край" за №15. Номер примечателен тем, что до этого, журнал издавали на ротаторе. С №15 журнал стали набирать шрифтом и печатать в типографии.
По поводу выхода в свет "Общеказачьего журнала", на средства Косова, были споры. Смущала иллюстрация обложки периода холодной войны между США и СССР. Но время всех примирило.
Новое издание на средства Петра Севостьяновича "Казачьи населенные пункты Всевеликого Войска Донского в 1918 году" понравилось всем без исключения, а в электронном варианте, это одна из часто посещаемых страниц Web сайта «Родимый Край» http://nativregion.narod.ru
Теперь, вам предстоит познакомиться с мыслями казаков, всем вам известных на Тихом Дону. Не раз вы пожимали им крепко руку и даже обнимались при встрече.
Каждый из них, в своей статье, словно исповедался. В их исповеди наш казачий путь.
В числе составителей прилагаемых документов, ранее опубликованных в газете "Донские Войсковые Ведомости": "25 ТРЕБОВАНИЙ" и "Казачество и его будущее" - был и Петр Севостьянович Косов.
Души наши бессмертны!
А мы, православные, в ответе перед Господом, за прожитую земную жизнь.

Вячеслав АЛИПАТОВ



КТО МЫ, КАЗАКИ?

Сложившееся положение в движении за возрождение казачества на данный период, а прошло уже более 10 лет, основную массу казаков, надо признать, не удовлетворяет.
Казаки теряют веру в наше движение и усиливается отток казаков из наших обществ, и к сожалению не самых последних, у многих казаков пропало желание к практическому участию в работе казачьих обществ. Что же тормозит нашему движению?
По мнению стариков и многих других казаков это:
Нет четкого и определенного ответа на вопрос "кто мы, казаки?";
Нет объединяющей нас казачьей идеологии, а, следовательно, и четкой понятной каждому казаку, программы движения;
У нас нет единомышленников, единства, повсюду разобщенность, разброд и отсутствие взаимопонимания между казаками;
До сего времени нет Федерального закона о казачестве - основополагающего документа, который поставил бы: основном многие точки над "i".
У казаков бытует мнение, что сегодняшним властным структурам не нужно единое сплоченное казачество. Вот почему, в первую очередь, и нужен ответ на вопрос: "Кто мы, казаки?".
Еще древние греки говорили: "Прежде, чем начинать какое-то предприятие сначала познай самого себя", и далее, - "Познай не внешние условия, а дух своего "Я", и тогда приступай к делу". А нам сам Господь Бог велит познать себя и твердо заявить, кто мы есть.
Если мы народ это одна цель, а если мы - часть русского народа, то цель и программа будут иные. Можем ли мы отнести себя к народу? Вполне можем, и это подтверждают многие ученые и историки.
Установлено, что народ самоорганизуется и создает себя за период жизни 30 и более поколений. К поколению относятся люди 30-35 лет. Наши предки жили значительно больше 1000 лет.
Самое главное, что это зависит в основном от нас самих. Мы сами должны осознать себя народом, добиться признания, а наша казачья интеллигенция, ученые и историки, должны способствовать этому.
Съезд казачьего народа провозгласил бы: Казаки считают себя народом, а казак - это национальность!
Но это, повторяю, при условии, что, прежде всего, мы сами себя осознаем народом.
Если же мы часть русского народа, то это тоже должно быть заявлено Съездом!
И только после определения "Кто мы, казаки?" делать следующий шаг: разрабатывать казачью идеологию возрождения, на ее основе определять программу действий, тактику и стратегию движения для достижения поставленных целей. Ибо многие, с кем приходилось разговаривать, возрождение казачества понимают по-разному, каждый по-своему. Одни говорят, что нужно возродить казачество до сословного периода, другие - соглашаются с понятием казачье сословие, а третьи - гибрид того и другого. В рамках индустриального мира сословие восстановить практически нельзя.
Раннее казачество (до сословное) в новых условиях возродить так же невозможно. А третье - это будет гибрид шашки ракеты. Исходя из этого понятия, и казачьи традиции и демократия также должны быть определены: какие нам нужно сохранить развивать - то ли сложившиеся в XIX веке, которые носили сословно-культурный характер, толи традиции раннего казачества, а это уж будет восстановление культуры народности, народа.
Как мы видим, опять требуется ответ "Кто мы, казаки?".
Теперь об идеологии казачества. К этому вопросу казаки относятся по-разному. Но большинство - за свою казачью идеологию. Умные люди раньше нас сделали вывод: "Идея, овладевшая народом, способна творить чудеса" и "Без идеи не построить и шалаша". Тем более, она должна быть у казачьего движения, у нас, казаков. Научно обоснованная идея должна сплотить единомышленников казаков, повести их на свершении добрых дел во имя казачьего народа.
Нам же всё время твердят, что идеология вообще казакам не нужна, что она закрепощает человека, угнетает систему и т.д. забывают или лукавят новомодные оракулы: идеология воспринимается осо-знанно людьми, каждым человеком, и из них уже потом рождается группа, общность единомышленников. А кому-то это единство, сплоченность, сплочённая, серьёзная и целенаправленные действия казаков как скипидар на одно место. К тому же, если у казачества будет своя идеология и программа, то будет нетрудно определиться и союзникам. Сейчас мы не можем сказать с кем мы, кто наш союзник, как попутчик, на кого казаки могут положиться, кому можно верить, с кем идти рука об руку к поставленной цели.
Вот, что писал об этом И.Ф. Быкадоров, генерал-майор, член Донского Правительства: "Отсутствие у казачьей интеллигенции единой идеологии, понимания своей роли, обязанностей и задач, стоящих перед казачеством, является большим злом, чем физическое рассеяние казачества; рассеяние духовное сулит новые поражения, новые бедствия казачьему народу".
И ещё приведу одно высказывание Н.М. Мельникова, председателя казачьего Союза (за рубежом), бывшего председателя Донского Правительства: "... сущность казачества не в лампасе и не в чубе..., а казачьем духе - традициях и навыках, в казачьей психологии свободного человека, независимом характере и чувстве собственного достоинства, в безграничной любви казака к родному краю, в его широкой терпимости, в его предприимчивости, умения защищать свое право - вообще и прежде всего внутренних качествах казака. Формы должны быть усовершенствованны в духе времени, но сущность же остается!"
Как видим, умные казаки нас предупреждали более 70 лет назад, но мы не учли этого. И создается впечатление, что это власть предержащим нужно: создали такие условия, чтобы разделить казаков вдоль и поперек. Закон "Об общественных организациях" позволяет небольшой группе граждан, в т.ч. и казаков, создавать на законных основаниях свои общественные организации. Значит, государство предусмотрело этот раздрай, и освятило это Законом, используя иезуитское правило: "Разделяй и властвуй" А нужно ли это казакам? Нет, не нужно! Казачье Войско - Войсковое общество - должно быть единым! Это необходимо закрепить законодательно! Казаки в массе своей за единство. За государством слово!
История казачества и России доказывает, что казаки были всегда опорой государства Российского. Они всегда были государственными людьми, стояли насмерть за Веру и Отечество! Мы очень терпеливо и законопослушно ждем, мы готовы к службе своему Отечеству. Дело за Президентом!
Умные головы и сейчас говорят: "Возродится казачество в былой силе - возродится и Россия!" А что мы видим?
До сего времени нет Федерального закона "О казачестве". Более 10 лет движение казачества не узаконение на федеральном уровне. Это говорит само за себя: мы у государства - пасынки.
Очевидно, кому-то очень хочется держать казачесвто в подвешенном состоянии, манипулировать им по мере обстоятельств в своих целях.
Закон этот крайне необходим. Он бы определял, кто мы, наши права и обязанности перед государством, позволил бы на законных основаниях взаимодействовать с властными структурами всех уровней и действительно работать на благо казачьего народа и государст-ва России. И правильно поступили власти некоторых субъектов Федерации, принявших в регионах свои "законы" о казачестве. В Ростовской и Волгоградской областях его к сожалению нет, хотя было обещание его принять еще несколько лет назад господами Хижняковым и Анпилоговым. Правда, Законодательное Собрание РО приняло Региональную программу поддержки казачьих обществна 2000-2001 гг. И казаки благодарны за это внимание к казачеству.
Когда проанализируешь наше сегодня, тревожно становится за наше завтра. Это к тому, что нет единой целенаправленной политики на обеспечение основы жизни преемственности. Разве активно готовим мы смену такую, которую хотелось бы иметь? Разве мы создали условия для воспитания молодого поколения, от дошкольного возраста и старше в духе казачьих традиций и обычаев? Разве есть у нас казачьи молодежные организации, которые занимались бы под руководством старшего поколения воспитанием подрастающего поколения? Только есть ростки этого! Воспитанием нашей молодежи, нашей смены усиленно и целенаправленно занимаются средства массовой информации, особенно электронные, всевозможные фонды, типа фонда Сороса, планирования семьи и т.д.
А мы, к сожалению, остаемся как бы в стороне в качестве наблюдателей. Мы уже многое на этом направлении потеряли. А можем потерять все. Будущее казачества. А это, в конце концов, отрицательно скажется и на крепости государства, на его могуществе и безопасности.
У нас получило начало возрождения казачьих кадетских корпусов, гимназий, других учебных заведений, казачьих молодежных организаций, молодежных клубов и т.д. Делается это опять-таки робко, с большими потугами, по доброй воле отдельных руководителей регионов и муниципалитетов. Опять нет Законом закрепленного порядка, норм и положений об учреждении казачьих государственных учебных заведений. Почему бы не дать казачьим кадетским корпусам статус Суворовских училищ, а гимназиям - статус специализированных школ? По-нашему, государству будет от этого только польза.
Мне, как председателю Войскового Совета стариков Войска Донского, не совсем понятна роль некоторых казачьих атаманов, считающих себя казаками. Казак всегда соблюдал исторически сложившиеся казачьи традиции и обычаи, в каком бы чине и должности не состоял. Сейчас же находятся еще атаманы и другие ответственные руководители казачьих обществ, которые, мягко сказать, недооцениваю! Роль Совета стариков, стараются ее принизить, действовать по принципу "Дело стариков сидеть на почетном месте во время Кругов, да на завалинке, не вмешиваться в дела общественные". А ведь в жизни казачьих обществ всегда большую положительную роль играли Советы стариков.
Еще через десяток-другой лет и уже не будет живых носителей казачьих традиций и обычаев. Правильно поступают те атаманы, которые используют на полную мощь советы стариков в деятельности своих обществ.
Иногда читаешь, выпущенные казачьими структурами, регламентирующие казачью жизнь документы, диву даешься: да казак ли это составлял? Или человек, далекий от казачества? А где был Совет стариков? А его забыли привлечь к разработке этих документов.
Или работа с подрастающим поколением, воспитание его в казачьих традициях: патриота своего края и Отечества, защитника своей Родины, добропорядочного государственника. Это ли не серьезная работа Совета стариков?
А кто еще может требовать от казаков исполнение исторически сложившихся казачьих традиций и обычаев, как не их носитель и сберегатель - Совет стариков?
Я надеюсь, что тех, кто еще недопонимает роли Совета стариков в казачьем движении, не много, они пересмотрят свои отношения к Советам стариков (старейшин). Анализ деятельности казачьих обществ показал: там, где атаман и правление работают с Советом стариков в тесном взаимодействии - дела идут значительно лучше и меньше допускаются всевозможных ошибок.
М.АГАФОНОВ,
председатель Войскового Совета стариков ВКО ВВД, Войсковой старшина



КОГО СЧИТАТЬ КАЗАКОМ?

В связи с бурным развитием казачьего движения, наконец-то признанного законодательно, все чаще приходится слышать один и тот же вопрос: "Кого считать казаком?" В этой статье я постараюсь дать как можно более полный ответ, отражающий мнение Союза казаков Области Войска Донского (ОВД).
Итак, наше казачье движение с первых же дней своего существования провозгласило, что казаки - это четвертый восточнославянский народ и что возрождение наше - возрождение национальное, а не сословное. Кстати, Указ Президента РФ о реабилитации казачества подтвердил отчасти провозглашенные нами принципы. Отталкиваясь от них, Союз казаков ОВД выработал свою концепцию понимания казака, как представителя казачьего народа. Так кого же мы считаем казаком?
Во-первых, всякого донского казака, причем по обеим линиям, т е. и по отцовской и по материнской. Первый Большой Круг казаков Дона признал природными донскими казаками всех, в чьих жилах течет хоть капля казачьей крови и кто имеет казачье национальное самосознание. К этой категории относятся как все потомки донских казачьих родов по всем линиям так и, приемные дети донских казаков, что имеет глубокие традиции в казачестве.
Во-вторых, считается казаком на Дону представитель любого другого казачьего войска или казачьей общины, существовавшей до 1917 года, а именно: Кубанского, Терского, Астраханского, Уральского, Оренбургского, Сибирского, Енисейского, Иркутского, Забайкальского, Уссурийского. Амурского, Семиреченского казачьих войск и Якутского казачьего полка.
В-третьих, казаки ликвидированных царями казачьих войск и групп:
Бугского, Черноморского (Приднестровского), Волжского казачьих войск, а также казаки тюменские, сахалинские, камчатские и курильские.
В четвертых, казаки-булавинцы, т. е. русскоязычные жители территорий, отобранных у Войска Донского Петром Первым за Булавинское восстание.
Это: жители южных районов Воронежской области (Богучарского Петропавловского, Верхнемамонского и Калачевского районов) и воронежского Похоперья (Борисоглебск, Новохоперск), жители Луганской области по рекам Айдару, Деркулу и Донцу, жители Белгородской области по Айдару (Ровеньковская станица), оскольские казаки. Эта категория чудом сохранилась и сейчас возрождается остальным казачеством и, - конечно же, имеет равные права с остальными донцами. Так, к примеру, созданы инициативные группы казаков булавинцев в местах бывших казачьих станиц - Богучаре, Петропавловске и Верхнем Мамоне. Казаки этих станиц входят в наш Верхне-Донской округ.
В-пятых, казаки-запорожцы, именно запорожцы, т. е. родовые этнические казаки. Сейчас на Украине возродилось Низовое Войско Запорожское, дружески настроенное по отношению к Дону. Требования запорожцев сходны с требованиями донцов, среди запорожцев немало донских казаков! В определении потомков запорожцев из среды украиноязычного населения запорожцы готовы оказать посильную помощь.
В-шестых, сословных казаков других народов, делающих войти в состав казачьего народа: К сословным казакам относятся потомки тех, кто в старину писался как "русский казак", "украинский казак", "казак-калмык", т. е. "казаки" другой национальности, чье казачество заключалось в несении службы в казачьих частях. Здесь можно назвать казаков:
русских (елецкие и липецкие, слободские), украинских (реестровые и слободские), калмыцких (с 1917 года - весь калмыцкий народ), башкирских, мишарских, осетинских, бурятских, тунгусских, черкесских.
Однако, в связи с ликвидацией казачьих сословий в данных народах перед потомками названных казаков встанет вопрос: либо влиться в свой родной народ и раствориться, либо влиться в казачий народ. Имеются примеры и того и другого.
Так, в Войсковом правлении Всевеликого Войска Донского работал старшиной по экологии Фердинанд Гафарович Ялалетдинов - потомок мишарских казаков Оренбургского Войска. Его предки были мусульманами, но, Ялалетдинов принял православие и полностью оказачился. Понятно, что он пользуется равными правами с донцами.
В-седьмых, восстанавливаются в правах т. н. "казаки-лишенцы". До революции царизмом проводилась специальная политика по отношению к казачеству, которую можно назвать "ориентацией на отцовскую линию". Казаком считался тот, у кого отец был казак. Мать же в расчет не бралась. Теперь же, все те, у кого в роду до революции имелись женщины-казач-ки, имеют право называть себя природными донскими казаками.
В-восьмых, казаки, принятые в период с 1918 по 1920 гг. По приказу П. Н. Краснова с 1918 года получали статус казака те, кто воевал в Донской армии. Всякий иногородний, вступивший в эту армию, автоматически становился казаком и получал казачьи права.
В девятых, восстановлен статус приписного казака. Хуторская община может принять в свой состав приписным казаком любого человека православного вероисповедания. Этот акт подтверждается станичным, окружным и войсковым атаманами и священником. Он означает получение "донского гражданства", а не казачества как нацио-нальности. Ведь нельзя же немцу "вступить" в русские, как нельзя "вступить" в казаки. Только дети приписного будут природными казаками, т. к. казачья среда ассимилирует их.
Все перечисленные категории, представители которых имеются на Дону, будут пользоваться равными правами на землю и Дон, ибо они составляют казачий народ.
Теперь стоит обратиться к двум не менее жгучим вопросам сегодняшнего дня: "Как быть с женщинами?". "Как быть с иногородними?".
В 1917 году атаман Алексей Максимович Каледин уравнял казаков и казачек в правах. Нынешнее казачество верно заветам предков. Донская казачка имеет равные права на участие в выборах и общественной жизни. Правда, я думаю, некоторый консерватизм у казаков в этом вопросе есть, поэтому, вероятно, в ближайшее время атаманш мы не увидим. Но казачье движение по Дону привлекает в свои ряды все больше казачек, создан Союз донских казачек, имеются женские каза-чьи организации в 5 округах Войска Донского. Именно сейчас, в дни бездуховности и засилья массовой культуры, мужского пьянства, возрастает роль матери-казачки, которая должна воспитать настоящего казака.
И последнее. Об иногородних. Тот же генерал Каледин уравнял в правах казаков и иногородних. Союз казаков считает, что коренные иногородние имеют право на донскую землю и Дон, имеют право на выдвижение своих представителей ("иногородний список") на Войсковые Круги Дона. Большая часть иногородних уже давно смешалась с казаками и ассимилировалась.
К этому имеются все условия: идет смешение казаков и иногородних (замужества и женитьбы), имеется статус приписных казаков. Иное дело представляют люди с иной верой (мусульмане, протестанты) и другие. Казаки выступают против наделения их правами на землю и прочее, т. к. это иногородний элемент; не смешивающийся с казачеством и отстаивающий воинственную религию, несущий произвол и коррупцию в донские станицы. Те, кто живет с миром на Дону, кто уважает обычаи коренного народа - казаков, никогда не будут притесняемы. Это говорит вся история донских казаков.
Юрий КАРТАШОВ,
атаман Верхне-Донского округа



НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ

ЗАЧЕМ НАС ТЯНУТ В РУССКИЕ

Отсутствие национальной казачьей идеи грозит донскому казачеству новыми бедами и поражениями. Надежды на то, что мифическая "интеллигенция" придет и спасет казачество, - это бред. Казачья интеллигенция была истреблена руками "революционеров". Немногие уцелели, но сейчас их нет с нами.
Надо честно признать: на сегодня мы имеем в своих рядах только небольшую часть активно действующих грамотных людей, занятых заложением основ будущей казачьей интеллигенции. Честь вам и хвала, братья-казаки!
Те же, кто мнят себя интеллигентами (по советским меркам) и заняты разглядыванием за домашним столом раз в году доставшихся по наследству снимков дедов-казаков - это не интеллигенция. Это советская образованщина, верно служащая новым "демократическим" хозяевам, лишенная национального казачьего самосознания. Вбитый ленинской бандой страх парализует их мозг и волю, это "зомбированные" люди, боящиеся высунуться.
Это потерянные для казачьего народа поколения, травмированные эпохой "преуспевающего" социализма. Лишь единицы из них сохранили подлинно казачий менталитет. И нельзя говорить, что это плохо. Абсолютно нет. Это не плохо и не хорошо. Это реальное состояние сегодняшней постсоветской обраэованщины. И из этого следует делать выводы. Их предел — песенно-плясовые карнавалы в псевдо-казачьих нарядах. Но, вернемся к рассматриваемой теме. В XVI веке на Дону образовалось самостоятельное государство. Христианская казачья республика на обломках рухнувшей Золотой Орды. Это было мощное военное и суверенное политическое общество - Всевеликое Войско Донское. Определить границы России, даже в XVI веке, было практически невозможно. Пограничьем тогда считались Дикое Поле и Сибирь. Царь Борис Годунов запретил донским казакам, как иностран-цам, свободный въезд в пределы России.
"Казаков, нарушивщих этот запрет ("заповедь"), воеводы арестовывали и бросали в тюрьмы. В первые годы XVII века население пограничных областей преследовалось за отправку на Дон "заповедных" товаров - вина и необходимого казакам военного снаряжения". (А. Л. Станиславский "Гражданская война в России XVII в."). Да и раньше в Московии казаков воспринимали как иностранцев, чуть ли не инородцев. В Московском летописном своде XV в. под 1492 г. можно прочитать; "Того же лета июня в 10-й день приходили татаровя ординские казаки".
МОСКВА ПРИЗНАВАЛА ДОН
СОЮЗНЫМ ГОСУДАРСТВОМ

Свидетельством тому - ведение дел Москвы с Доном через Посольский Приказ (что соответствует теперешнему Министерству иностранных дел). Четвертое повытье (отдел) Посольского Приказа Московского государства занималось следующими странами: Персия, Армения, Индия, Калмыцкое государство, земли Донских казаков. В 1671 году донцов принудили принять царскую присягу. Но и после этого акта Дон сохранял значительные автономные права, хотя уже не мог вести суверенную внешнюю политику.
Вскоре после зверской расправы русских войск с участниками булавинского восстания, а именно в 1721 году, Петр I единоличным решением передал управление казачьими делами из Посольского Приказа в военную Коллегию.
ДОН БЫЛ ЗАВОЕВАН МОСКОВСКИМ ЦАРЕМ
и насильственным путем втянут в государственную систему управления России.
Земля Донских Казаков получила статус колонии с некоторыми остатками автономного самоуправления. Древний герб донских казаков был издевательски заменен пьяным голодранцем на бочке. В 1835 году Николай I упразднил название бывшего, союзного с Москвой государства Земля Донских казаков, и ввел административное наименование Земля Войска Донского (с 1870 г. - Область Войска Донского), управляемая на основании особого положения.
КАЗАЧИЙ НАРОД ДОНА ВЕЛЕНО БЫЛО
СЧИТАТЬ ВОЕННЫМ СОСЛОВИЕМ

Указали, - как припечатали. А главными преемниками царизма в своем отношении к статусу казачества оказались (кто бы мог подумать!) большевики и "демократы", с пеной у рта по сей день "защища-ющие" "сословие" царя-батюшки Николая I.
К счастью, почти трехвековая оккупация Дона не убила казачью душу, не лишила его казачьего национального самосознания. По определению великого русского этнографа Л.Н.Гумилева, казаки - это пассионарии, т.е. люди, пассионарный (поведенческий) импульс у которых превышает импульс инстинкта самосохранения. Казаки, как и пограничные пассионарии, чувствовали свою особенность и объединялись. Для пограничных пассионариев были характерны объединения более высокого порядка, поскольку в ходе войны с татарами или ногайцами, отношения с московскими боярами переставали иметь какое-либо значение.
На Дону образовался особый субэтнос, впоследствии ставший этносом (народом) - казаки. Они принимали к себе всех беглых крестьян и чувствовали себя совершенно самостоятельными... Независимость Дона была зафиксирована в двух емких формулах: "С Дону выдачи нет" и "Мы не кланяемся никому, окромя Государя" (Л. Н. Гумилев, "От Руси к России").
Генетическая память современного казачества сказывается сегодня. Вольное казачество сыграло огромную роль в формировании у казаков собственной этнической и социальной- психологии. Спасибо предкам за это! В казачьем характере прочно сидит гордость за свое особое предназначение, за отличие от покорных крестьян и служилых людей.
Путь возродившегося казачества к своему национальному самоопределению еще только начинается. Сделан первый шаг: известные "25 требований" Донского казачества к нынешним правителям Ростов-ской области (см. "ДВВ" № 26 за 1992 г.).
Советская власть особо "позаботилась" о том, чтобы затемнить у казачества национальное самосознание, внедрить великорусскую психологию, столь отличную от нашей, ослабить волю сопротивления к наброду с севера новых "беглых" на исконные казачьи земли. Одной из главнейших задач было: расколоть коренное и крестьянское (украинское) население Дона. Дескать, все мы "ровные". Опираясь на эту "ровность", подгонялось оправдание хищнического отношения к земле, природным ресурсам. "Все теперь общее!". И все богатства донской земли шли в "общий государственный котел".
Казакам оставался только пар от котла.
Прав И.Ф. Быкадоров, утверждавший, что раз казачий народ не является великорусским народом, а полная ему противоположность, то превратить казаков в великороссов невозможно. Но местным политиканам и пришельцам с Севера, именно это и надобно. "Все мы русские". Им нужно умелым затемнением казачьего самосознания, напуском политического тумана узаконить сегодняшнее положение. Любой ценой.
"Расхищение земель казачьих краев великорусским народом, закрепив грабеж недр (угля, нефти) и других природных богатств за центральной московской властью, закрепив за той, которая придет на смену советской власти (написано в 1927 году!) во имя обращения в "единый русский котел", из которого при любой власти казачество при этих условиях даже объедков получать не будет" (И.Ф. Быкадоров).
Атаман В.Каледин сказал, что у нас последний шанс возродить донское казачество. Возродить как народ, а не как навязанное сверху "сословие".
Последний шанс! Это будоражит воображение взрывной массы казачьих храбрецов. Ставка слишком велика.
Все или ничего! В борьбе за национальное освобождение все средства хороши! Вперед в бой, за возвращение украденного!
Нет. Это не выход. Это путь, ведущий в никуда. Тайная мечта многочисленных врагов казачества. Их единственная возможность "окончательно решить" казачий вопрос.
Не ошибитесь, казаки! История не отвела нам времени на ошибку.
РАСЦЕНЕНО, КАК ИЗМЕНА
Непоколебимо казачье самосознание. Время не властно над ним. Второй раз за столетие казачество имеет шанс возродиться в идейно чистом виде. Первая попытка была в 1917 году. Собравшийся после двухвекового перерыва Войсковой Круг приступил к решению вопросов, затрагивающих жизненные интересы казачества, было выбрано Войсковое правительство, Войсковой атаман.
Тогда, на первом Круге, утверждали, что казачье управление должно быть построено таким образом, чтобы казаки были хозяевами в станицах, а атаман избирался по воле общества, - это было, это и должно быть. Были закреплены два стародавних закона: "народный избранник неприкосновенен" и "с Дона выдачи нет".
Казаки потребовали от Временного правительства России признания их права избирать по своему желанию форму взаимоотношений с
Россией. Это было расценено как измена, были мобилизованы для посылки на Дон два военных округа. 20 октября 1917 года Войсковой Круг постановил считать Донскую землю независимой республикой, впредь до образования в России порядка, приемлемого для казаков.
18 мая 1918 года принимаются Донская Конституция, Декларация о независимости, а в сентябре Круг 4-го созыва утвердил проект Основных Законов Всевеликого Войска Донского, как самостоятельной державы. "Впредь до образования, в той или иной форме единой России, Войско Донское составляет самостоятельную демократическую республику, мною возглавляемую" - писал донской атаман П. Н. Краснов в "Декларации Войска Донского".
Но, вместо единой православной России получился ленинско-сталинский СССР. Здесь требуется уточнение. Правящая в Ростовской области вчерашняя партийно-советская номенклатура, неправомерно именующая себя чужим именем ("донской" властью), под любым предлогом пытается воспрепятствовать возвращению хозяевам Дона - казакам того, что было отобрано советской властью. Собственно, советская власть существует и сегодня. И ждать от нее самоосуждения - это фантастика.
Местная власть отказывается выполнять президентский Указ №632 и закон Российской Федерации "О peaбилитации репрессированных народов" в отношении казачества. Ссылаются на отсутствие механизма его реализации. И делают вид, что не знакомы с Постановлением ВС РФ о порядке введения в действие закона о реабилитации, вышедшим, кстати, в один день с самим законом, а именно 26 апреля 1991 года.
В Постановлении четко сказано: "Восстановление территориальной целостности национально-государственных образований и административно - территориальных границ, существовавших до их насильственного антиконституционвого изменения. При этом отмечается необходимость "возвращения прежних исторических населенных пунктов, районов и местностей, незаконно отторгнутых в годы советской власти".
Действия Ростовского облсовета идут вразрез с Законом страны, а, потому руководство Союза казаков Области Войска Донского вправе обратиться в Конституционный Суд для выяснения лиц, причастных к торможению государственных актов, и меры их ответственности. Хватит нянчиться с недругами.
Сегодня у нас вторая возможность в этом столетии навести порядок на своей земле. Фактически, перемен на Дону после августа 1991 года не произошло. Перегруппировав свои силы, на арену политической борьбы вышел второй эшелон КПСС облсовет, во главе со вчерашними первыми секретарями горкомов. Ворон ворону глаз не выклюет.
В отношении советской власти ни у одного из казаков, казачек и казачат, никаких иллюзий быть не должно.
Коммунистическая пиранья не сможет превратиться в Добренькую золотую рыбку. Ненависть к казачеству у нее зоологическая.
В сегодняшнем равновесии властей казачество просто обязано сосредоточиться на самом себе, на своих национальных интересах. Решать свои вопросы.
Казачество - это необычайное явление величия духа, форма справедливого устройства общества.
Казачья национальная идея доходит до нас из глубины веков, через бури войн, потрясений, гонений, не устарев и не померкнув. Вот как образно писал о казачьей идее Член Терского Войскового правительства Д. С. Писаренко:
"На этом длинном своем пути она всасывается в плоть и кровь казака, наделяет ему одному присущим духом, создает особенности основ его жизни, кладет на всем свою печать, которая придает казачьей породе, людей свойства как бы особой, производной национальности, отличающей казака от прочего населения России. А вековая устойчивость ее показывает, что основные принципы ее остаются и по сейчас ценными и заманчивыми".
В основу казачьей идеи положены: абсолютная равноправность казаков, политическая, социальная и хозяйственная: народоправство в своеобразных казачьих формах; демократизм в лучшем его выражении и войсковой уклад всей общественной жизни.
- свойства как бы особой, производной национальности, отличающей казака от прочего населения России. А вековая устойчивость ее показывает, что основные принципы ее остаются и по сейчас ценными и заманчивыми".
При этом главные жизненные блага - владение землей, недрами, лесами, водами и другими природными богатствами - составляют нерушимую собственность казачьего Войска в целом. Никто, отмечал Писаренко, на войсковой территории не может иметь на эти богатства личной собственности или преимущественного права на них. Ими владеют равноправно все казаки в лице Войска.
Никакой помещик, никакой барин, никакой раб не может быть рожден на почве войскового уклада жизни. Наоборот, этот уклад гарантирует полное равноправие всех казаков на свободу индивидуального развития и свободу хозяйственной деятельности, обеспечивает свободу накопления и право собственности на производные блага, а сверх всего открывает широчайшие перспективы для социального и хозяйственного развития Войска, а значит, и казачьего благосостояния.
Казачья идея - это самостоятельная идея общественного устройства нашего народа. Никакие другие политические и социальные идеи ему не нужны. Казачеству нечего от них заимствовать. Когда многих модных сегодня идей общественного устройства не существовало даже в эмбриональном состоянии, казачество уже располагало собственной НАЦИОНАЛЬНОЙ идеей. Это подтверждает многовековое существование нашего народа.
Однако извлечение уроков из истории политической борьбы дру-гих народов не означает преклонение перед иноземным примером.
Мы должны стремиться к достижению успеха в борьбе за права казачества путем пробуждения во всех слоях народа острого чувства национального самосознания.
Наша цель - Область Войска Донского как автономия в составе России, с атаманским правлением. Статус автономии предполагает экономическую самостоятельность. Это будет первый шаг, но который даст нам возможность укрепить свои позиции. В конце концов, мы до-бьемся своей Цели. Но, следует понимать, что лихим наскоком такие дела не делаются. Нужна кропотливая, многолетняя работа. В каждый данный момент необходимо сделать правильный шаг.
Процесс ненасилия - это медленный процесс. Но это самый надежный путь к общей цели. Вооруженное столкновение не принесет освобождения, хотя и может вызвать мощный рост национального самосознания. Народу нужен вдохновляющий политический идеал, если мы хотим, чтобы народ продолжал борьбу за политическую реабилитацию казачества.
Этим идеалом является казачья национальная идея. Определение пути движения к цели является первостепенным делом. Цели ясны, требуется уточнить методы и средства их достижения.
Оккупационный режим советской власти не желает разжимать своих когтей, которые он глубоко запустил в живое тело казачьего Дона. Нынешняя ростовская (именно ростовская, но не донская) власть удивительно реакционна и самонадеянна, к тому же не отличается даром политического предвидения. Наши попытки взывать к властям, которые игнорируют и презирают нас, бесполезны и унизительны.
Неестественно, что казачий народ, закрепившийся там, где не удалось закрепиться никакому другому народу в Диком Поле, - находится под пятой пришельцев переселенцев, которые всячески стараются унизить и раздавить дух и плоть гордого казачьего народа. Репрессивные "органы", торопясь, демонстрируют казакам мощь своего карательного аппарата.
Непросто пожимать на официальных встречах руки тем, кто пытается "размазать" возрождение казачества.
И еще об одном. В любую организацию или группировку, у руководства которой нет четких принципов, ясно выраженной идеологии, легко проникнуть разным авантюристическим элементам и платным провокаторам, и при определенных благоприятных обстоятельствах они могут занять ведущие позиции. Об этом не следует забывать.
Казачьему народу нужно заставить себя взглянуть в лицо сегодняшней действительности и освободиться от советского прошлого, которое с таким упорством цепляется за всех нас.
Необходимо крепко запомнить:
НИКТО НИКОГДА НЕ МОГ ДО КОНЦА ПОБЕДИТЬ НАРОД, КОТОРЫЙ БОРЕТСЯ ЗА СВОБОДУ.
Сергей КАЗАКОВ



"МЫ -ТРАДИЦИОНАЛИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ"

Петра Севостьяновича Косова особо представлять не надо. Он частый гость на страницах "Донских войсковых ведомостей". Перед встречей мы специально не оговаривали тему предстоящего разговора. Это было лишним, поскольку знакомы мы с Косовым достаточно давно, вместе поднимали флаг Казачьего возрождения на Дону в 1990 году. Зная склонность Петра Севостьяновича к философскому мышлению, его способность глубоко анализировать любые события, я попросил своего собеседника дать оценку десятилетнему пути казачьего движения на Дону. Постепенно диалог перешел в монолог, изредка прерывавшимся небольшими уточнениями.

К.: Считаю возможным дать оценку современного положения казачьего движения. На этот вопрос следует отвечать так: состояние движения зависит от процессов, происходящих не только в казачьих регионах, но и в России в целом. Казачество, как не одно политическое движение, вовлечено в острейшие политические катаклизмы (Кавказ, земельный вопрос, самоуправление и т.д.). Прибавьте и сложную экономическую ситуацию в стране и в нашем регионе.
Тем не менее, казачье движение имеет свою специфику, прежде всего, этнического и регионального характера. Этнический вопрос - мы, казачество, народ, как я считаю. Региональный - это близость к горячим точкам.
Казачье движение Дона претерпело в своем развитии ряд этапов, и сегодня является самым массовым и самым по-настоящему народным движением на Дону. Безусловно, имеют место некоторый отток из движения, и деполитизация определенных слоев казачества. Это, на мой взгляд, связано с процессом капитализации страны. Та часть казачества, активно занимающаяся экономикой, естественно, меньше марширует, но оказывает экономическую поддержку и реализует проекты, о которых в начале 90-х гг. можно было только мечтать. Знаю достаточное количество казаков, готовых поддержать казачье издание, те или иные мероприятия, целесообразные с их точки зрения. Сегодня немало казаков имеют землю, занимаются переработкой и реализацией сельхозпродукции. На Дону, возможно, казаки не так преуспели, как армяне и евреи, но, тем не менее, определенные успехи в экономике есть.
Необходимо отметить, что на ранней стадии движения большим минусом стало недостаточно четкое выражение в лозунгах и в понимании отношения к этническому происхождению казачества. Отсюда и отток части движения к РНЕ, Жириновскому. Такое деление меньше, чем у русского народа, но в то же время, если оценивать объективно, то это неизбежное явление.
Корни скрыты в 80-ти годах господства советской власти, страшном геноциде, в разительных переменах в демографической обстановке. Рассмотрим демографический вопрос. Многие из лидеров казачьего движения длительное время давали необъективную оценку в части демографии. Завышались демографические возможности казачества и одновременно занижались последствия Геноцида. Скажу лишь, что в первые годы советской власти казачество, как титульный народ на Юге России, понесло невосполнимые потери (поголовное истребление казачьей элиты). А в связи с тем, что основную массу казачества, по российским меркам, составлял средний класс, то оно было причислено классиками марксизма к враждебным элементам. Глубина процесса расказачивания велика. Сегодня, являясь титульным народом на своей территории, казачество представляет меньшинство, слишком небольшое.
Поэтому, следует сказать и по достоинству оценить усилия той горстки народа, которая самоотверженно борется за свое этническое возрождение, независимо от нахождения в той или иной организации, считаясь реестровым или вольным.
Я не разделяю оценки тех, кто считает, что казачье движение находится на излете. Это заблуждение заключается в том, что сравнением служит романтический период движения (1990-1991). А свои преимущества были и есть у всех этапов развития. Одной из слабостей современного периода является, по-прежнему идеологическая неопределенность казачьего движения, которое по своей сути, является традиционалистическим, основанном на передающимся от поколения к поколению социальном и культурном наследии. И это правильно, это основа, это стержень казачьего движения.
Но традиции были разрушены за годы советской власти и их возрождение - тернистым путь. Двигаться пятками вперед нельзя. Я имею в виду, что казачья идеология должна ответить на вызов мира. То есть мы должны в мировой системе занять свое место и туда никого не пускать. Сейчас же, как шагреневая кожа, сокращается идеологический базис казачьего движения. Это связано с тем, что в течение десяти лет идеология движения не претерпевает радикальных изменений. Обе донские организации по-прежнему черпают из колодцев, которые были созданы еще при П.Н.Краснове.
Если внимательно читать его труды, особенно "Всевеликое Войско Донское", то бросается в глаза заявление Петра Николаевича о том, что процессы, произошедшие в казачестве в период с октября 1917 года до мая. 1918 года повергли его в шок. П.Н.Краснов в своей книге "Всевеликое Войско Донское" писал:
"все лежало в Войске Донском в обломках и запустении... Но все это было пустяки в сравнении с тем ужасным злом, которое сделали большевики в душах населения. Все понятия нравственности, чести, долга, честности были совершенно стерты и уничтожены. Совесть людская была опустошена и испита до дна. Люди отвыкли работать и не желали работать, люди не считали себя обязанными повиноваться законам, платить подати, исполнять приказы. Необычайно развилась спекуляция, занятие куплей и продажей, которое стало своего рода ремеслом целого ряда лиц и даже лиц интеллигентных. Большевистские комиссары насадили взяточничество, которое стало обыкновенным и как бы узаконенным явлением". (Как это все похоже на сегодняшний день! - С.К.).
П.С.Косов продолжает: Надо снять папаху перед теми, кто в конце 80-х - начале 90-х гг. серьезно работал над программными до-кументами казачьего движения. Сегодня этот процесс стоит на месте. Ответ на вызов времени требуется. И он обусловлен тем, что, во-первых, часть из тех программ была реализована, во-вторых, была скомпрометирована. Тем не менее, идеология требует, чтобы казачьи муд-рецы перестали браниться, сели за круглый стол и думали о том, что будет в казачьем народе завтра, послезавтра, через сто лет, а не только о помощи братьям-сербам.
Поскольку, если об этом не будем думать сейчас, то легко можем оказаться в положении тех же сербов, которых вся Европа пытается поставить на колени. Кстати о сербах. Как воины они достойны самой высшей оценки. За последние сто лет было совершено немало существенных ошибок, заложено немало мин, которые сегодня взрываются, угрожая не только Югославии, но и существованию сербского народа как такового. То, что добровольно, на свою историческую святыню, был допущен чуждый по вере, менталитету и образу жизни народ - все это было сделано руками самих сербов, и при явном содействии тогдашних правителей, в тот период, когда И.Тито делал все в пику Э. Ходже.
Это я хотел привести в урок для казаков, так как принятые сегодня решения могут иметь серьезные последствия для наших детей и внуков. Я имею в виду поселенных на территории Ростовской области турок-месхетинцев и курдов, которые не склонны к ассимиляции, зато склонны к размножению. К сожалению, когда коммунистическое руководство области (Л.А.Иванченко и Г.Т.Суслин -ред.) и страны принимало это решение, то, как и в Косово, никто не спросил мнения титульного народа - казаков, коренных жителей Ростовской области. Никто не думал о том, как будут в будущем складываться отношения чуждых по вере людей.
Судя по последним событиям на политической арене России, регионализм поставит, рано или поздно, перед лидерами краев и областей задачу выработки региональных идеологий. И какими они будут -очень важно. Они могут учитывать объективную обстановку в России и работать на интересы регионов и России. Это будет сбалансировано. А могут иметь такую крайность, как сепаратизм. И тогда, как следствие, разрыв страны, нестабильность, экономический хаос, ведь Россия - это не Европа, и мы не сможем так мягко разойтись, как это сделали чехи и словаки.
Выше сказанное требует достаточно внимательного подхода к проработке концепций возрождения казачества как народа, определе-ния тактических и стратегических целей, консолидации, пусть и небольшой по численности, казачьей элиты. Что касается казачьей элиты, то можно вспомнить, что было две попытки формирования элиты:
во времена К.Яковлева и С.Разина, т.н. "старшина", и в XIX веке, когда формировалась казачья элита как служилые части в Российской армии. В последнем случае, в состав элиты начали входить представители культуры, литературы. При отсутствии единства, процесс формирования казачьей элиты, это процесс сложный и затянувшийся во времени.
Мы находимся на рубеже смены элит, если учесть, что в советское время налицо было отсутствие борьбы в верхах организации, той борьбы, которая наблюдалась на начальном этапе казачьего движения. Сегодня объединение, возможно, произойдет на базе ответственности за судьбу своего народа. Сегодня в состав казачьей элиты могут войти те, кто имеет полную адаптацию как казаки, являются носителями казачьей идеологии, способны оказывать влияние на умы определенных слоев казачьего общества.
Понятно, что некоторые из них имеют землю, средства и т.д. К элите можно причислить и тех, к кому прислушиваются власть имущие. Важно объединить ту небольшую часть казаков, которая уже сегодня способна сказать свое слово и внести лепту в теорию, идеологию и в организацию дальнейшего продвижения по пути возрождения казачества. При всей его разнородности -десять лет исторически небольшой, но все же и немалый, если вспомнить какие сложные задачи удавалось удачно решить в крайне сложных ситуациях.
Традиции казачьей элиты были совсем иными, нежели элиты русской. Это было принципиальным отличием. Казачья элита всегда была очень тесно связана с основной массой своего народа. Как пример могу привести следующее: Россия, в силу своего исторического развития, была разделена на военную касту (дворяне) и народ, раб, заключенный в крепостничество. К счастью, у казачьего народа этого не было. Я не хочу сказать, что те, кто испытал это, в чем-то хуже, но, - у казачества этого не было.
Впервые концепция возрождения казачества как народа была выработана и представлена в октябре 1992 года. Я говорю о знаменитых "25-ти требованиях". От этой концепции периодически отступали, но главное - это было время вступления в диалог с властью. Документ был составлен в "Доме Парамонова" за одну ночь, набирали и размножали текст, прямо в здании областной администрации, хотя само областное руководство об этом даже и не подозревало! По сути дела, это был острый "круглый стол".
В заключении хочу отметить, что сегодня одним из лозунгов, который до сих пор не осуществлен -это цивилизованная реституция: это возвращение незаконно захваченного во время войны. И мы должны ее требовать.
P.S. В 1997 году московское издательство "Поматур" выпустило книгу профессионального журналиста из Читы, ныне депутата Государственной Думы Виктора Курочкина "Миссия в Чечне".
В ней он пишет, что П. С. Косов "был знаком, казалось, со всеми на Северном Кавказе и поддерживал деловые отношения и с чеченскими командирами, и с российскими генералами. В основ-ном, занимаясь Чечней, скольких пленных он вызволил, сколько раз ездил с деликатными миссиями, иногда серьезно рискуя жизнью! Никогда не видел его отдыхающим, праздным. Вокруг него вечно толклись, то наши журналисты, то зарубежные, то беженцы, то солдатские матери, разыскивающие своих сыновей".
В ту пору Косов, как первый товарищ войскового атамана и государственный советник президента Ингушетии, официально представлял Войско Донское в Чечне, освободив из чеченского плена около двухсот российских военнослужащих.
Малоизвестен случай, происшедший в сентябре 1995 года в г.Ростове-на-Дону. Тогда в СКНЦВШ проходила V международная конфе-ренция по казачеству. П.С. Косов, выступая с докладом об этни-ческом происхождении донского казачества, привел известные факты о половецких (кипчакских) корнях казаков, на что услышал в свой адрес: "Но ведь сегодня большинство казаков гово-рит на русском языке!" Тогда Косов, что называется, сделал паузу и сообщил аудитории: "Что ж, тогда казаки выучат половецкий язык и будут говорить на нем". Зал онемел. Кстати, еще в XIX веке на Дону было достаточно станиц, где говорили на русском и кипчакском языках, о чем писал донской историк Е.В.Савельев.
Прямо с конференции Косое пришел в "Донские Войсковые Ведомости" и рассказал нам об открытых ртах профессоров, после его "кипчакского" выступления.
Смеялись все.
П.К.



Принятые документы Союза казаков Области Войска Донского:

25 ТРЕБОВАНИЙ

Представители округов Области Войска Донского, обсудив ход выполнения Указа Президента РФ "О мерах по реализации Закона РФ "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества" от 15.06.92 г. № 632 и Постановления ВС РФ о реализации казачества, пришли к выводу и вынуждены заявить, что на территории Ростовской области упомянутые государственные акты практически не реализуются.
В связи с изложенным, в целях скорейшей реализации государственных актов, направленных на возрождение казачества, считаем, что властным структурам области необходимо осуществить следующий комплекс мероприятий:
1. Единственным правопреемником незаконно упраздненного большевистским режимом национально-территориального образования "Всевеликое Войско Донское" является Союз казаков Облас-ти Войска Донского, со всеми входящими в него структурными подразделениями.
Ростовскую область официально объявить, безусловно, территорией компактного проживания донских казаков.
2. Согласно рекомендациям Государственного Комитета по национальным вопросам, незамедлительно ввести должности первых заместителей глав администраций и заместителей председателей советов народных депутатов по делам казачества на всех уровнях исполнительной и представительной власти, предоставив Союзу казаков ОВД и его структурным подразделениям право делегировать и отзывать лиц, занимающих эти должности, подчинив указанным должностным лицам управления, отделы, комитеты по делам казачества.
3. Совместно с Союзом казаков ОВД определить перечень районов, станиц и хуторов, в которых в порядке эксперимента будет введено традиционное самоуправление, а также порядок и сроки его введения.
4. Образовать на всех уровнях представительной власти комиссии по определению размеров ущерба, причиненного казачеству в результате репрессий и геноцида за годы большевистского режима, а также для выявления движимого и недвижимого имущества, подлежащего возврату правопреемнику Всевеликого Войска Донского и конкретно пострадавшим физическим лицам.
5. До практического разрешения земельного вопроса в соответствии с вышеупомянутыми государственными актами, и направленными „на реабилитацию казачества, наложить мораторий на продажу земли с аукционов, передачу в частную собственность и аренду с правом выкупа иностранным гражданам и некоренным жителям Ростовской области.
6. Беспрепятственно выделять землю казачьим общинам в необходимых им количествах и в определенных ими местах.
7. В существующих комитетах по земельной реформе всех уровней создать отделы по разрешению земельных вопросов в соответствии с Указом Президента РФ и Постановлением ВС РФ о реабилитации казачества и ввести в указанные отделы, представителей соответствующих структурных подразделений Союза казаков ОВД.
8. В счет частичной компенсации за причиненный ущерб, и в целях быстрого подъема уровня сельскохозяйственного производства, освободить от налогообложения казачьи с/х общины и единоличные хозяйства, а также коммерческие и., производственные структуры, учредителями или соучредителями которых являются СК ОВД или его структурные подразделения.
9. Выявить факты незаконного получения земли путем злоупотребления должностными лицами своего служебного положения, а также использовать материалы по выявленным фактам, представителем Президента РФ по Ростовской области г. Зубковым В.Н. и принять меры к изъятию земли из незаконного владения, а лиц, виновных в совершении должностных преступлений, привлечь к уголовной ответственности в соответствии с законом.
10. Незамедлительно передать казачьим общинам охотничьи и рыбные угодья с местными фондами на их содержание.
11. В связи с Указом Президента РФ об организации таможенной службы на границе с Украиной определить перечень казачьих таможенных застав, места расположения и, обеспечить их финансирование и материально-техническое оснащение.
12. В целях организации призыва молодежи Дона, для прохождения службы в казачьих воинских формированиях в составе Российской Армии, ввести в военных комиссариатах всех уровней необходимое количество штатных единиц.
13. В связи с прекращением деятельности ДОСААФ, все принадлежавшее ему движимое и недвижимое имущество передать соответствующим отделам казачьих организаций для использования его в целях патриотического воспитания молодёжи Дона и подготовки ее к службе в Российской Армии.
14. Поручить департаменту культуры совместно с Союзом казаков ОВД разработать комплексную программу, по возрождению культуры донских казаков.
15. Открыть в городе Ростове-на-Дону институт по изучению и исследованию истории и культуры донского казачества.
16. Ввести в программы общеобразовательных и специальных школ Ростовской области предмет "История родного края".
17. Выделить из госбюджета средства, необходимые на издание учебников по истории донского казачества.
18. Определить перечень, срок и порядок открытия казачьих кадетских корпусов и гимназий в городах и станицах Ростовской области.
19. Передать на баланс Новочеркасского музея Донского казачества здания бывшей Мариинской гимназии (техникум АПК) для хранения в нем гибнущих казачьих реликвий.
20. Считать надругательством над именем атамана Платова и национальными чувствами донских казанов, содержание во дворце М. И. Платова (хутор Малый Мишкин, Аксайского района) психических больных, совершивших противоправные действия, а в усыпальнице героя-атамана содержание (до недавнего времени) свиноматок.
Незамедлительно принять меры к восстановлению вышеуказанных исторических памятников и передать их творческой интеллигенции Дона.
21. В бывшей столице донского казачества городе Новочеркасске до конца 1992 года восстановить разрушенные большевиками памятники М. И. Платову и генералу Бакланову.
22. Удовлетворить многочисленные просьбы Епархии о передаче ей Старочеркасского Войскового Воскресенского Собора.
23. Провести работу по возвращению исторических названий всем улицам и населенным пунктам Дона, а также переименовать улицы и населенные пункты, носящие имя палачей донского казачества и лиц, причастных к репрессиям в отношении донских казаков.
24. Совместно с МВД и МБ, и при участии Союза казаков ОВД, разработать и осуществить комплексную программу "Очищение":
а) ликвидация организованной преступности, крупномасштабной спекуляции и номенклатурной прихватизации;
б) выявление и принятие мер к гражданам иностранных государств, пребывающим на территории Ростовской области без вида на жительство и визовых разрешений, предусмотренных нормами международного права.
25. В связи со взрывоопасной обстановкой, сложившейся в восточных районах Ростовской области, вызванной массовым явлением незаконного и неучтенного содержания в этих; районах поголовья скота, лицами различных сопредельных республик и государств, образовать спецподразделения и спецкомиссии в составе казачьих организаций с целью выявления всей полноты нарушений закона и предания СУДУ глав администрации и других, должностных лиц, допустивших вышеуказанные нарушения закона.
Принято на заседании представителей округов и станиц Области Войска Донского
«Донские Войсковые Ведомости» № 26 за 1992 г.



КАЗАЧЕСТВО И ЕГО БУДУЩЕЕ

1. Часть констатирующая
Новый этап движения за возрождение казачества требует принятия новой программы, которая отвечала бы сложившимся реалиям в стране и в казачьем движении.
Для определения основных положений программы мы должны констатировать следующее
Как и каждый современный народ, мы, донские казаки, сложились на основе слияния многих народов и народностей, издревле заселявших донские земли. Это дает нам возможность жить в мире и дружбе с другими народами, населяющими юго-восток Европейской России, и в то же время отстаивать свою этническую (национальную) самобытность.
Мы, донские казаки, являемся ровесниками российской государственности и имеем большой исторический опыт взаимоотношений с этой государственностью, начиная с тех пор, когда Россия пыталась использовать независимое казачество в качестве барьера между Россией, с одной стороны, и тюркоязычными народами (Крым, Кубань), подвластными Турции, с другой стороны.
К тому времени у нас сложились, ставшие традиционными, органы нашего казачьего самоуправления, которые вскоре стали государственными органами.
В XVII в мы, донские казаки, имели свою сложившуюся государственность и оказали огромное влияние на выход России из кризиса "смутного времени" и на установление новой династии - Романовых.
После поражения выступления Степана Разина донские казаки признали свою вассальную зависимость от России, а после поражения Булавина лишились последних остатков государственной самостоятельности
Будучи связаны с Россией общим и кровью, языком и верой, казаки продолжали службу, расширяли границы государства и укрепляли новые рубежи.
В то же время, верхушка казачества, пользуясь попустительством
государства, проводившего принцип "разделяй и властвуй", стала захватывать пустующие земли и заселять их скупленными крепостными. Это породило социальную, классовую и даже национальную неоднородность на землях- Войска Донского, последствия которой мы пожинаем и поныне.
Государство, исходя из своих интересов, поощряло или пресекало этническое развитие казачьих войск. Кавказским народам мог противостоять народ, но не государство, и правительство поощряло создание новой этнической, сложной по своему составу общности - кубанских и терских казаков Национальная одежда соседей стала для них военной формой и таким же национальным костюмом. Донские казаки выполнили свою функцию сберегателя южных границ от степняков, и государство стало пресекать этническое развитие донцов, превращать их в замкнутое сословие. Казаки управлялись департаментом военных поселений, в середине ХIХ века казакам запрещалось носить свою национальную одежду, и национальным костюмом для нас стала военная форма...
В начале XX века с возникновением новой смуты донские казаки, как и другие войска, восстановили свои исторически сложившиеся органы государственной власти: круги, выборного атамана и войсковое правительство, Была попытка добиться согласия всего населения области, создать "объединенное правительство". Но слишком глубоки были противоречия. Разразившаяся на Дону гражданская война несла элементы классовой, межсословной и (со стороны казаков) национально-освободительной. В массе своей (до 82% боеспособных) донские казаки выступили против большевиков и, будучи в меньшинстве, проиграли войну.
Начиная с 1917 года казачество, и донское в большей степени, подверглось расказачиванию, сначала в открытой, а затем и в скрытой форме. Новая власть никого не простила и никого не помиловала. Скрытое расказачивание продолжалось до конца 80-х годов, а за 70 лет народ, казалось, расказачился, ассимилировался, размылся.
Расказачивание во всех формах вызвало то, что часть казаков увидела в немецко-фашистских войсках союзника против большевиков. Отметим и эту трагическую страницу.
Зарождение казачьего движения в конце 90-х годов показало, что народ выжил. Это движение пытались взять под контроль, иногда даже инспирировали, гораздо чаще пытались с ним бороться Возрождение казачества происходит в сложных и своеобразных условиях нового "смутного времени". Общество в стране неоднородно, неоднородно оно и на Дону. И центральная и местная власти изначально отнеслись к казачьему движению неоднозначно. Одни видели в казаках силу, которая "быстро и дешево" поможет разрешить ряд наболевших проблем, в том числе проведение военной реформы и прикрытие оголившейся с развалом СССР российской границы Другие, наоборот, националистическое движение, имеющее цепью отделение от России и углубление раскола страны. Третьи, прикрываясь казачеством и заигрывая с ним, пытались разрешить свои шкурные проблемы, чужими руками загрести каштаны из огня.
За последние 6 лет движение за возрождение казачества, испытывая многочисленные трудности объективного и субъективного характера сохранилось, в то время как многие политические партии ушли в политическое небытие, более того - оно стало реальным и достаточно масштабным фактором современной действительности.
Казачество "переболело" эйфорией первых лет "демократии" и осознало, что кроме самих казаков никто казачество не возродит, и лихим наскоком тут ничего не сделаешь. Для истинного возрождения необходимы воля и сплоченность всего народа. Как им любой народ мы можем придерживаться разных политических взглядов, но вместе идти к одной цели - возрождению народа.
В настоящий момент, закрепившись, как общественная организация, движение за возрождение казачества стоит перед новым этапом в своем развитии. Государство, переживая тяжелые времена, всерьез озабочено казачьей проблемой. Назревают решения, которые могут серьезно повлиять (и положительно и отрицательно) на судьбы нашего народа - донских казаков.
Принимая участие в определении своей дальнейшей судьбы, мы должны открыто заявить и исходить из следующего.
Казачество не думает отделяться от России, от своих братьев по крови, языку и вере. А тем, кто пугает власть подобными перспективами, напомним, что государство гораздо сильнее и устойчивее, если его политика служит интересам большого числа самых разных народов. Из всех камней самый прочный - сложный по своей структуре гранит. Кроме того, огромные заслуги казаков перед Россией являются гарантией того, что Родине казаки не изменят.
Никакие прожекты о создании искусственных военных поселений в разных углах страны не могут возродить реального действенного механизма, каким является казачество. Лишь здесь, на исконно своих,
донских, кубанских и ставропольских (терских) землях возможно истинное возрождение казачества.
Возрастающей активности и агрессивным настроениям наших южных соседей (Чеченская Республика) успешнее можно противостоять народ, но не громоздкий коррумпированный государственный аппарат
Там, где местная власть понимает это, казаки выступают в качестве авангардного, отчасти доминирующего фактора внутреннего развития регионов. В этих областях страны казачество пользуется большим авторитетом и поддержкой подавляющего большинства населения, в том числе и неказачьего, и что также является немаловажным обстоятельством, конструктивно сотрудничает с местными властными структурами.
Весьма своеобразная в этом отношении ситуация складывается в Ростовской области. Являясь значительной (более 20% от всего насе-ления области) и одной из наиболее социально-активных и организованных частей населения области, донское казачество, тем не менее, еще не заняло соответствующей его реальному потенциалу места в общественно-политической и социально-экономической сфере жизни, не стало стабилизирующей и консолидирующей силой. Более того, в ряде случае в его среде усиливаются обратные тенденции. Причина этой тревожной и даже опасной ситуации являются как внутренние противоречия в казачьем движении (сложные взаимоотношения между основной массой казачества и некоторыми лидерами казачьих организаций, противоречия среди отдельных представителей казачьего руководства и т.п.) и весьма неоднозначные взаимоотношения казачьих и местных властных структур. Причем в последнем случае ситуация способствует усилению деструктивных процессов в обществе, накаляя общественно-политическую атмосферу.
Одной из основных причин такого положения является неясность, точнее - непонимание сущности казачества как сложного саморазвивающегося этносоциального явления, и как следствие, отсутствие четких научно обоснованных перспектив и конкретных путей его дальнейшего развития.
Определились два принципиально разноплановых направления развития казачества
Первым направлением является воссоздание социально-классовой структурной организации казачества как служилой категории. Не учитывая колоссальных внутренних трудностей и противоречий данного подхода подтверждением чего является полная "пробуксовка
практически всех государственных нормативно-правовых документов непосредственно относящихся к казачеству, его связи с современными жизненными реалиями, некоторые центральные государственные органы, исходя из- непродуманной краткосрочной утилитарной перспективы, во взаимоотношениях с казачеством взяли именно этот курс. Принадлежность отдельного человека к казачеству, согласно такой постановке проблемы, определяется отношением этого человека к государственной службе в составе специально создаваемых структур. Без учета этносоциальной сущности казачества, без сочетания с факторами этнического плана длинный путь представляется нереальным и попросту тупиковым как для самого казачества, так и для государства.
Вне зависимости от трактовок явления и отношения к государственной службе, мы, донские казаки, сложились и осознали себя как народ.
И вторым, наиболее оптимальным и перспективным направлением развития нас, казаков, является разработка и реализация продуманной и всесторонней программы возрождения казачества как этнической общности, как народа. Это отвечает интересам не только все-го казачества, многочисленных потомков казаков, но и большинства населения области и государственных административных структур в плане долгосрочной перспективы, как бескризисного развития самого казачества, так и в плане его тесного взаимоотношения и сотрудничества с неказачьим населением и местной администрацией.
2. Постановляющая часть
Исходя из всего изложенного, предполагаемая перспективная программа поступательного развития Донского казачества должна вобрать в себя три основополагающих аспекта процесса казачьего возрождения: научно-теоретический, практический и общественно-политический.
Раздел научно-теоретический:
- организовать всестороннее и глубокое изучение природы и сущности казачества как особой этносоциальной общности, его истории, внутренних и внешних процессов развития, непосредственно влиявших на трансформацию облика казачества, изменение его характеристик социально-экономического и политического положения;
- организовать детальный, объективный научный анализ нынешнего состояния казачества и выработку на этой основе наиболее оптимальных перспективных направлений развития донского казачества на каждом новом этапе его возрождения, учитывая при этом как особенности исторического прошлого казачества, так и современные тенденции динамики российского общества и человечества в целом. Раздел практически:
- реально существующим казачьим структурам, имеющим статус общественных организаций, сверху до низу сосредоточить усилия на воплощении в жизнь положений нормативно-правовых документов, соотносящих казаков с репрессированными народами, причем воплощение в жизнь этих положений должно касаться не фиксированного состава казачьих организаций, а населения мест традиционного проживания казаков ( хуторов, станиц, населенных казаками районов городов, бывших ранее казачьими станицами), исходя из того, что казаки составляют там значительную, а иногда и подавляющую часть населения;
- ликвидировать искусственное противостояние казачества и местной власти, исходя из того, что демократически выбранная власть в местах компактного проживания казачества и является выразителем интересов основной массы казаков на данный момент;
- учитывая, что сложившаяся в стране и области экономическая и общественно-политическая ситуация не остановила процесса размывания казачьего народа, конкретными задачами считать:
а) сохранение и возрождение Среды обитания:
историческим местам компактного проживания казачества (казачьим станицам в пойме Дона и его притоков), дать статус природных заповедников, разработать и воплотить в жизнь ряд мер по спасению Азовского моря;
б) сохранить уже имеющиеся в собственности казачьего населения земельные наделы, паи, полученные в результате ликвидации колхозов и совхозов и ныне сведенные - в АО либо находящиеся в иных формах и состояниях землепользования, для чего поощрять низовые экономические звенья по территориальному признаку с коллективной ответственностью за землю и полагающиеся по закону льгот не только на зафиксированные казачьи хозяйства, но и на уже существующие хозяйства коренного казачьего по своему происхождению населения.
Очередным принципом и лозунгом должен стать "От общественных организаций к реальной казачьей власти на казачьих территори-ях". Строительство органов казачьего самоуправления власти двумя путями:
а) путем местного референдума переименовать органы власти в местах традиционного проживания казаков;
б) по "мере организации низовых казачьих экономических структур создавать на основе самофинансирования органы общественного самоуправления казачьего населения, входящего в указанные экономические структуры;
- реформировать казачий отдел областной администрации и руководителю его дать статус заместителя главы областной администрации;
- вынести на областной референдум вопрос о придании Ростовской (Донской) области статуса национально-культурной автономии;
- исходя из того, что мы казаки, составляем меньшинство населения области, но мы коренное население, добиться всех положенных коренному населению прав при формировании властных структур, в частности квот при формировании местной законодательной власти;
- развивать свою внутреннюю казачью демократию. У казаков никогда не было такого органа, как Совет Атаманов, который теперь решает важнейшие дела внутренней и внешней политики Войска (а чаще это делает Войсковой Атаман, ссылаясь на Совет Атаманов). Необходимо вернуться к нашим традициям и дать Кругам всю полноту положенной им по всем казачьим законам власти. Для текущей работы создать малый круг, который должен взять на себя функции ныне существующего Совета Атаманов.
- исходя из того, что единственной гарантией от размывания народа является сохранение и развитие его культуры, разработать и воплотить в жизнь особую программу сохранения и возрождения донской казачьей культуры, создать "Донской казачий культурный центр". "Казачьему культурному центру" сосредоточить свою деятельность на двух основных моментах:
а) выявлять и сохранять объекты, которые незаслуженно забыты, но реально представляют собой настоящие святые места казачества (усыпальница М.И.Платова, могила А.М.Каледина и пр.), для последующего придания им соответствующего статуса и в глазах казачества и в глазах государства.
б) разработать свою казачью идеологию, взяв за ее основу традиционализм, т.е. опору на созданные веками духовные и моральные ценности.
Из публикаций в газете "Донские Войсковые Ведомости"



Сайт управляется системой uCoz